Рязань

Раздел Законодательство в образовании

Статьи

01.11.2010

Новый закон «Об образовании» искажает природу среднего профобразования

Проект нового закона «Об образовании» сейчас проходит стадию активного обсуждения не только в СМИ, но и во всех структурах российского общества. Одной из главных «болевых точек» будущего закона является реорганизация системы среднего и начального профобразования.

Гузел Валеевна Мухаметзянова

Будет ли существовать целая ступень образования, ежегодно обучающая несколько миллионов ребят? Каким образом реформаторы собираются поднять престиж и востребованность рабочих профессий? «ГлавСправ» публикует комментарии Гузел Мухаметзяновой, директора Института педагогики и психологии профобразования РАО.

Среднее и начальное — под одну гребенку?

С тем, что под одной крышей сливаются разные уровни образования, пока много неразберихи. Например, учащиеся начального профобразования имеют право на бесплатное питание, а в среднем такой льготы нет, и как быть, если дети занимаются вместе? У начального и среднего профобразования разное финансирование, организация учебного процесса и материальная база. Соединить механически все это нельзя.

Успешные ссузы должны быть пристегнуты к производству, а слабые будут объединяться, становиться многопрофильными и главное — мобильными, предлагая новые программы. Будущее за ними. Кто-то, конечно, останется и за бортом. Тут встает больной вопрос: куда девать преподавателей? Увы, сокращать. Большинство из них — глубоко пожилые люди. Они просто не смогут написать программы по новым профстандартам. А списать со старых программ нельзя — меняются требования и количество часов.

По проекту закона «Об образовании» начальный уровень профподготовки отдадут колледжам и институтам. Лицеи и другие учебные заведения начального профобразования, видимо, закроются. Идея такова — собрать разные уровни под одной крышей. Не важно, как называется учебное заведение, главное — какие программы у него есть.

Прикладной бакалавриат на пустом месте

В колледжах открывается прикладной бакалавриат. Но ведь бакалавриат — ступень высшего образования! Для того чтобы иметь право выдавать диплом бакалавра, учебное заведение должно пройти аккредитацию, иметь 60% сотрудников с научной степенью и 10% докторов наук.

Выполнить такое требование колледжи не могут. До сих пор преподаватели в системе начального и среднего профобразования вообще не получают надбавки за ученые степени. Потому таких кадров в колледжах почти нет. Я не знаю, кто писал главы по профобразованию в проект закона, но текст вызывает большое недоумение. Получается, что исчезает целый тип учреждений, я имею в виду начальное профобразование. И искажается природа среднего профобразования.

Участие работодателей необходимо

Неустроенных выпускников во всей системе профобразования — колоссальное множество. Причина отчасти в дисбалансе системы. Если, к примеру, взять уровни подготовки, то у нас явно преобладает высшее образование. Если посмотреть на специальности, то превалируют гуманитарные. Хорошего специалиста можно подготовить только в профессиональной среде и профильном учебном заведении. Это касается всех уровней профподготовки

Прежде всего, надо подключать работодателей к подготовке специалистов — они должны вкладывать деньги в обучение кадров. Возьмем, к примеру, Европу — там очень развито социальное партнерство между предприятием и учебным заведением: работодателю уменьшают налоги на ту сумму, которую он вложил в образовательное учреждение.

Технологий взаимодействия работодателя и учебного заведения — множество. Например, корпоративные университеты. В Татарстане, к примеру, это Альметьевский нефтяной институт, который готовит кадры для нефтедобывающего предприятия. Также есть училище № 19, которое взаимодействует с предприятием «Оргсинтез», авиационный техникум при объединении им. Горбунова, который работает по дуальной системе: для обучения выделены современные цеха с новейшим оборудованием и каждого учащегося опекают наставники и мастера.

Если отрасль сильная, то и кластер становится успешным. Если нет возможности для сотрудничества в рамках кластера, то колледжи, училища и техникумы должны стать многопрофильными и каждый год предлагать новые программы. Во всяком случае — для промышленного производства. К сожалению, пока что у нас не так громко звучит лозунг: «Образование через всю жизнь».


ГлавСправ. 2010

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011