П-Камчатский

Раздел Законодательство в образовании

Статьи

06.10.2014

Новые образовательные методы в эпоху новой экономики

С появлением интернета изменилось лицо мировой экономики. Многочисленные комментаторы и экономисты, утверждают, что наступила «новая экономика», основываясь на анализе взлёта акций интернет-компаний (преимущественно американских) на одной из трех основных фондовых бирж NASDAQ*, а также появления большого количества новых интернет-компаний и переориентировки старых компаний на интернет-бизнес в конце XX века.


Акции компаний, предлагавших использовать интернет для получения дохода, баснословно взлетели в цене (а об обвале все быстро забыли), на фондовые рынки вышла и утвердилась новая отрасль – высоких технологий и инноваций.

Интернет-бум принято относить к стабильному коммерческому росту интернет-компаний, связанному с наступлением эпохи всемирной паутины, начавшейся с первого релиза веб-браузера Mosaic в 1993 году.

Спрос диктует предложение. Министерство образование и науки РФ планирует инициировать исследования в области цифровой педагогики в России и сформулировать новые образовательные стандарты, учитывающие влияние современных технологий.

Сначала было слово… А теперь – цифра

Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО) выпустил из печати книгу «Информационные и коммуникационные технологии в образовании». Вывод, который делают авторы издания в результате сравнения программ внедрения компьютеров в разных школах и странах, не совсем радостный – «история ИКТ в школах чревата неудачами». В чем причина? Эксперты издания сходятся во мнении, что сегодняшняя школа не является цифровой по сути, даже если в ее деятельность внедрены новейшие ИКТ. По мнению экспертов, избежать неудач поможет создание цифровой педагогики и ее адаптация к подвижным инструментам современного образования. Внимание стоит уделить дистанционному, электронному и мобильному обучению в процессе получения образования.

Цифровая педагогика предусматривает геймификацию* (coursera.com – сайт открытых курсов мировых университетов, где про это рассказывают), адаптивное** и смешанное*** обучение, работу с большим количеством данных, а также мучительное и дорогостоящее переучивание («перепрошивание») учителей.

*Геймификация (игрофикация или геймизация) – применение подходов, характерных для компьютерных игр в программных инструментах для Неигровых процессов с целью привлечения пользователей и потребителей, повышения их вовлеченности в решение прикладных задач, использование продуктов и услуг (Способна ли геймификация спасти систему образования? Правда встает вопрос, не получим ли мы поколение, активно уходящее от реальности (читай, ответственности) в виртуальный, пусть даже обучающий, мир, этакий массовый эскопизм (для тех, кому за…10 (-ред.).

**Адаптивное обучение (технологическая педагогическая система форм и методов, способствующая эффективному индивидуальному обучению. Это система учитывает уровень и структуру начальной подготовленности, оперативно отслеживает результаты текущей подготовки, что позволяет рационально подбирать задания и упражнения для дальнейшего быстрого индивидуального продвижения.

***Смешанное или гибридное обучение – форма получения образования, при которой обучение проводится как в традиционной очной форме, так и с использованием технологий дистанционного обучения. Соотношение использования в рамках смешанной формы обучения очного и дистанционного обучения может отличаться и зависит от большого количества факторов. Сегодня наиболее распространенным вариантом организации смешанного обучения является вариант, при котором обучение проводится в дистанционной форме, а прием экзаменов в традиционной очной форме. Смешанное обучение кажется педагогам-теоретикам будущим образования. Только есть опасность, что будущее скоро станет прошлым, так и не попав в настоящее, а образование шагает «дальше, дальше, дальше».

Новые образовательные методы от ЮНЕСКО теперь в России

Институт ЮНЕСКО по Информационным Технологиям в Образовании (ИИТО Юнеско) считает пересмотр педагогических стратегий, связанных с использованием ИКТ, важной предпосылкой к эффективному использованию ИКТ в образовании, и проводит исследования, которые позволяют определить основные компоненты такого нового понятия как цифровая педагогика: электронная дидактика и проектирование педагогических процессов. Деятельность ИИТО в области цифровой педагогики охватывает следующие направления: прогнозирование целей обучения, содержание обучения и оценка его результатов. ИИТО была подготовлена к печати и опубликована монография «Проектирование электронного обучения». Основной темой монографии является проектирование, разработка и внедрение, а также оценка результатов обучения и опыта электронного обучения через использование различных ИКТ.

Аналитический обзор «Потенциал ИКТ в дошкольном образовании» разработанный ИИТО в рамках проекта по продвижению ИКТ в дошкольном образовании и ранее опубликованный на английском языке, был опубликован и на русском. Для содействия политическому диалогу ИИТО в рамках Второй международной научной конференции по дошкольному образованию (декабрь 2012 г., Москва, РФ) была организована специальная секция по ИКТ в дошкольном образовании.

Основной педагогический подход к дошкольникам – конструкцонизм, «основанный на двух интерпретациях понятия «строительство»: 1) люди (не дети?-ред.) учатся в процессе активного строительства своего знания, 2) люди успешно обучаются в построении артефактов, имеющих значение для них лично».

Дети весело приглашаются в МИКРОМИР — «тщательно сконструированная, отражающая специфику конкретной области, открытая и предельно интерактивная виртуальная среда деятельности ребенка, предназначенная для учения» (Edwards, 1995). «Такие среды дают детям возможность самим формировать свои фундаментальные представления о мире (см. Rieber, 2004, а также (Если вы потеряли своего дошкольника, то знайте, по крайней мере, где искать следы – ред.).

Родителям полезно также познакомиться с нижеприведенными понятиями до того, как ваше дитя озадачит детских психологов жалобой на кибермоббинг от товарищей по горшку.

Цифровая грамотность – знания, навыки и понимание, необходимые для должного, безопасного и эффективного использовании цифровых технологий в целях обучения и познания,

Сетевой этикет – комплекс правил или социальных договорных норм, способствующих взаимодействию в компьютерных сетях,

И не стоит жаловаться на Цифровой барьер – разрыв между индивидуумами (поколениями? - ред.) или обществами, различие навыков, необходимых для эффективного осуществления прав «гражданина цифрового общества» «Ключевым элементом данной культуры является именно язык программирования (например LOGO -ред.), «а также возможность слиться с «мощными идеями», необходимыми для жизни в 21 веке». Столь же важным (!?) является убеждение в том, что дети способны к программированию с самого раннего возраста.

Трансформация Оценки

В цифровом мире и оценки ученикам трансформируются в результаты тестирования. И родители больше не смогут назвать сына «троечником» и мягко пожурить, или, скажем, «двоечником» и не купить новый смартфон. Даже «отличником» или «хорошистом» никто никогда больше не будет! Все будут иметь равные возможности, но адаптированные к индивидуальному уровню интеллекта и способностей (moodlefree.ru).-ред.

Как пишут западные эксперты: «Выделяют три варианта адаптивного тестирования. Первый называется пирамидальным тестированием. При отсутствии предварительных оценок всем испытуемым дается задание средней трудности и уже затем, в зависимости от ответа, каждому испытуемому дается задание легче или труднее. На каждом шаге полезно использовать правило деления шкалы трудности пополам. Второй вариант (flexilevel) – начало контроля с любого подходящего уровня трудности, с постепенным приближением к реальному уровню знаний (2). Третий вариант – (stradaptive, от англ. stratified adaptive), когда тестирование проводится посредством банка заданий, разделенных по уровням трудности. При правильном ответе следующее задание берется из верхнего уровня, при неправильном ответе – из нижнего.

Запутались, читатель? А представьте, каково учителям оценить истинные знания вашего дитяти, если он написал тест второй ступени трудности на 75% ? ( – ред).

Важным достижением являются результаты трехлетнего проекта ИИТО ЮНЕСКО «ИКТ в начальном образовании», который привлек внимание ведущих экспертов из различных регионов мира. Результатом первого этапа проекта стало аналитическое исследование «ИКТ в начальном образовании: истоки, условия и инициативы», которое было опубликовано ИИТО ЮНЕСКО. Данное исследование закладывает основы для политического диалога и основы для эффективного использования ИКТ в начальном образовании. В рамках проекта были проведены несколько экспертных встреч, были разработаны рекомендации и руководство по использованию ИКТ в начальном образовании, а также массовый открытый онлайн курс, разработанный в сотрудничестве с Университетом Лондона на платформе Coursera.


Елена Загальская, Инсбрук, Австрия.

ГлавCправ. 2014

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011