П-Камчатский

Раздел Законодательство в образовании

Статьи

10.02.2011

ФЗ «Об образовании»: обсуждение в Госдуме

На Правительственном часе в Государственной думе Федерального собрания РФ 9 февраля 2011 года министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко огласил итоги прошедшего года.

Министерство отчиталось по закону

Наибольший отклик во время обсуждения доклада министра прозвучал со стороны депутатов в адрес нового закона «Об образовании». Весь 2010 год прошел в бурных дебатах вокруг законопроекта, некоторые пункты документа, например, новые стандарты школьного образования и социальные гарантии педагогам и учащимся, вызвали жестокие разногласия.

Глава Минобрнауки взял на себя роль «просветителя» и объяснил депутатам, что новые образовательные стандарты были неправильно поняты, рассказал, как будет реформирована система распределения стипендий и сколько средств государство потратит на программы развития ведущих университетов страны.

Как напомнил министр, 1 декабря 2010 года по поручению Президента Российской Федерации на специальном сайте был опубликован проект данного федерального закона и состоялось открытое общественное обсуждение документа.

Главный вывод, который сделали авторы законопроекта: документ получил заметный общественный резонанс (собрано около 11 000 комментариев). Если обратиться к тем статьям, которые получили наибольшее число комментариев, то это, безусловно, права обучающихся и педагогов.

Фурсенко еще раз подчеркнул, что закон не будет принят, пока все стороны не придут к общему решению по ключевым статьям.

Нововведения 2011 года

Фурсенко отметил, что в 2010 году совместно с Рособрнадзором проделана большая работа по совершенствованию процедур государственного контроля качества образования. Например, обновлена процедура государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, приняты поправки по совершенствованию единого государственного экзамена.

По словам министра Фурсенко, ведомство продолжит работу, начатую в 2010 году, когда был принят инициированный Министерством федеральный закон, увеличивший срок обучения в аспирантуре по наиболее востребованным техническим и естественно-научным специальностям.

Одновременно с этим, с 1 сентября 2011 года предусмотрено повышение стипендий аспирантам и докторантам до 2 500 рублей и до 4 000 рублей соответственно. А с 1 сентября 2012 г. аспиранты и докторанты, подготавливающие диссертации по техническим и естественно-научным специальностям, будут получать стипендии в размерах 6 000 рублей и 10 000 рублей соответственно. Поддержка научной сферы продолжится, в частности, взаимодействием вузов и предприятий реального сектора экономики.

Права вузов и научных учреждений будут расширены, но вместе с тем усилится и контроль: в течение года проведут мониторинг деятельности ведущих вузов и ее соответствие заявленным результатам.

Фурсенко объявил старт реализации новой пятилетней Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы. В ходе ее реализации в программе впервые появился механизм поддержки регионов через субсидии на конкурсной основе (из 54 млрд. руб. федеральных средств программы — 10,5 млрд. расходуются на субсидии). Получат поддержку около 300 учреждений начального и среднего профессионального образования, будет серьезным образом обновлена материально-техническая база училищ и техникумов.

Новые стандарты под вопросом

Фурсенко подвел итоги работы министерства по утверждению новых образовательных стандартов на всех уровнях профессионального образования. С 1 сентября началось поэтапное внедрение новых стандартов в начальной школе (около 200 тыс. первоклассников уже учатся по ним), пилотное внедрение стандартов в основной школе начнется с 1 сентября 2012 года.

Как подчеркнул министр, проект ФГОС старшей школы представляет собой принципиально новый документ. Он предоставляет не только возможность выбора предметов, которые они бы хотели изучать на том или ином уровне, но и позволяет их подготовить к такому выбору.

Министр подчеркнул, что предложенный РАО стандарт старшей школы еще предстоит обсудить и доработать. Предстоит найти баланс между предметами по выбору, которые позволят ребятам сориентироваться при выборе вуза или техникума, и необходимыми предметами для получения полноценного общего образования.

Справка: В апробации введение новых федеральных стандартов школьного образования намечено на 1 сентября 2013 года. В полную силу эти документы вступят с 1 сентября 2020 года.

По выводам министра, в России формируется новая структура высшей школы: усиливается конкурентная составляющая в сфере науки и образования, происходит интеграция науки и образования с государственным и частным сектором экономики, возвращается международное признание, как следствие, наблюдается рост интереса и увеличение числа молодых в науке и образовании.

В заключение Фурсенко отметил, что достигнутые за 2010 год результаты были бы предметом гордости для подавляющего большинства стран мира.


Комментарии

Григорий Балыхин, председатель комитета Госдумы по образованию

«Интегрированный законопроект об образовании в России даст возможность закрепить нормы, касающиеся всего образования, включая дошкольное образование, начальное, среднее, высшее, второе высшее, дополнительное образование. Он также позволит устранить пробелы и нестыковки действующего законодательства».


Владимир Путин, председатель правительства РФ

«Если ваши эксперты решили сделать физкультуру единственным обязательным предметом в школе, то мне кажется, они перестарались. У юристов это называется «эксцесс исполнителя».

Усилия министра Фурсенко не пропадают даром — с каждым новым разъяснением стандарт пугает меньше. Говорили: только 4 обязательных предмета, и каких! Та самая физкультура, ОБЖ, «Россия в мире» и индивидуальный проект.

Глава Минобрнауки возмущен: в обязательный пакет старшеклассника входит еще один из 6 блоков, выбирай — не хочу. Видишь себя гуманитарием — зачем тебе матанализ? Еще можно физику и химию объединить в один предмет. Кому-то нравится, кто-то уже позаботился о внуках».


Владимир Жириновский, лидер фракции ЛДПР

«Обязательный стандарт вообще — это чтобы в школе была физкультура, это здоровье. Чтобы обязательно было ОБЖ — это безопасность наших детей. И обязательно знания о нашей стране — это Россия в мире, общие знания. Вам дают направление — набирайте предметы и учите».


Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ-ВШЭ

«Новый стандарт, на мой взгляд, способен решить две задачи. Он гарантирует получение глубоких предметных компетенций в выбранных областях. И — выполняет важную воспитательную задачу: дает ребятам возможность самостоятельного выбора. В старшей школе каждый ученик должен сам выбрать предметы для изучения. Это не значит, что можно «взять» физику, химию, математику, информатику, а русский язык и историю не изучать вовсе. Стандарт выделяет предметные области — из каждой ученик должен выбрать как минимум по одному предмету.

Кроме того, все школьники будут изучать три предмета: физкультуру, ОБЖ и новый курс «Россия в мире». Мне это представляется оправданным решением. Необходимо заботиться о здоровье детей, что невозможно без физкультуры, востребованность знаний в области ОБЖ в очередной продемонстрировали недавние события в аэропорту Домодедово, а курс «Россия в мире» при должной реализации поможет детям узнать о своих правах и обязанностях, определить гражданскую позицию».


ГлавCправ. 2011

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011