Оренбург

Раздел Высшее образование

Статьи

19.10.2010

К образованию нельзя подходить как к сфере услуг

Новый закон «Об образовании», который будет принят в декабре этого года, сейчас проходит ряд обсуждений на парламентских слушаниях, в Государственной Думе, в Советах ректоров вузов и директоров ссузов России. Этот документ наверняка изменит и подход к образованию, и само его содержание и назначение для экономики государства.

Важную тему не обходят и средства массовой коммуникации. Информационный портал «ГлавСправ» запускает собственный проект: обсуждение закона «Об образовании», анализ документа и публикация экспертных мнений.

Своими соображениями относительно нового законопроекта с журналом «ГлавСправ.Образование» делится Хименко Виталий Иванович, первый проректор по науке Университета аэрокосмического приборостроения (СПб ГУАП).

Хименко Виталий Иванович

К чему готовиться?

Любой цельный документ полезнее, чем отдельные куски с многочисленными поправками. От нового закона, как и от любого другого, хочется получить единый общий подход к решению проблемы образования. Образование — это целая отрасль, одно из наиболее важных направлений для любого государства. Уровнем образования определяется потенциал этого государства.

Самое страшное, что может быть после принятия закона «Об образовании» — это разделение вузов по принципам финансирования. Страшно, когда к образованию подходят как к обычной услуге, как к предприятию. Забывают о связи образования и научных исследований.

С другой стороны, в корне меняется принцип финансирования. Сразу ясно, что это может загубить многие полезные и важные направления. Если финансирование будет связано только с государственным заказом на подготовку специалистов — это будет губительно, потому что всякий вуз должен заниматься еще и научными исследованиями, которые не приносят сиюминутную прибыль государству.

Обсуждение закона чрезвычайно важно

Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга:

«Новый закон европеизирует систему образования, прописывает систему от детского сада до докторантуры. Закон дает больше свободы учебным заведениям за счет, например, введения бессрочных лицензий на образовательную деятельность. Кроме того, он дает больше общественного контроля».

Само обсуждение и принятие нового закона, на мой взгляд, чрезвычайно важно. Потому что в образовании должен быть какой-то единый подход, единая координация, единые нормы и правила. Хочу отметить, что документ изначально готовился не кулуарно. Текст законопроекта был размещен на сайте, и через специальную форму мы принимали замечания. Их накопилось уже очень много (на 21 сентября принято около 600 замечаний — ред.), и поэтому было решено организовать общественные слушания.

Попытки обсуждения этого документа делались уже несколько раз, но к особым результатам пока прийти не удалось. Первые слушания состоялись уже 23 сентября в Совете федерации. Очередное заседание, связанное с обсуждением закона «Об образовании», состоялось 13 октября в Государственной думе.

Последнее время активно обсуждаются наиболее важные и принципиальные моменты нового закона, представители петербургских университетов посещают заседания комитетов и рабочих групп, связанных с разработкой законопроекта. К этим людям относятся: ректор СПбГУП Александр Запесоцкий, ректор РГПУ им. А.И. Герцена Геннадий Бордовский и ректор СПбГУ ИТМО Владимир Васильев, который также представляет Совет ректоров Санкт-Петербурга.

Круглые столы проходят в Общественной палате и Союзе ректоров. Кстати говоря, представители и того и другого сообщества участвовали в подготовке законопроекта. Если после этого мы придем к тому, что документ должен быть кардинально существенно переработан, то будем ставить вопрос о выделении нам большего времени для переработки законопроекта.

Принципиальные моменты нового закона

Если говорить о содержании этого закона, то в нем есть несколько принципиальных моментов, которые вызывают с одной стороны настороженность, с другой стороны — к ним нужно очень серьезно подходить. Первый и наиболее важный момент связан с тем, что образование рассматривается как услуга. Все правила, принципы подхода к образованию становятся точно такими же, как и к сфере услуг. И вот здесь возникает огромное количество осложнений, вплоть до нелепостей.

Например, отныне отчислить студента можно только через суд. Это дикая, конечно, ситуация, потому что всем ясно: студенты бывают разные, и если студент не учится, совершает поступки, не совместимые с вузовским званием, то вуз должен иметь право на его отчисление, не прибегая к разборкам в судебном порядке. Для этого существует понятие академической успеваемости, есть промежуточные оценки, зачеты и сессии — все это предназначено, чтобы выяснить способности студента.

Слабое звено?

Вопрос, связанный с начальным профессиональным образованием, очень важен. Всем известно, что сейчас дефицит не просто рабочих кадров, а квалифицированных рабочих. И эта нехватка проявляется не только в Петербурге, но и во всех регионах, тем более там, где развито производство.

Кадры для промышленности определяют все. Потенциал любого государства определяется уровнем образования производящих сил и влияет на экономику любой страны. Это ощущается и в вузах, и на любом предприятии — подготовка кадров, начиная со среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского.

Подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре, наверное, это принципиальные вопросы, которые важны в любое время и в любой стране. Поэтому выбрасывать звено, связанное с начальным профессиональным образованием, наверное, не совсем разумный шаг.

Излишек вузов и качество образования

Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ:

«Принижается роль не университетского высшего образования — оно не менее важно для страны и человека. Изживает себя само разделение на высшее, среднее и начальное профобразование. И в законе есть попытка учесть эту проблему».

Очень много споров и рассуждений о том, что у нас излишек вузов и их нужно сокращать, объединять. Обсуждается вопрос о качестве образования, и возникают разговоры о том, что вузы нужно закрывать из-за плохой подготовки студентов. Возникает правомерный вопрос: а как оценить качество вуза?

Оценка качества обучения по баллам Единого государственного экзамена, на мой взгляд, совершенно не справедлива, потому что оценка университета, оценка любой структуры, делается не по входному параметру, а по итоговому. Оценивать качество выпускников вуза и говорить, что вот раз уж выпускники плохие, значит, вуз их плохо готовил — это более объективно.

Любое высшее образовательное учреждение связано с наукой и с образованием — это два основных вида его деятельности. Без науки не может быть нормального образования, и любой ученый должен передавать свои знания студентам, для того, чтобы можно было заниматься одновременно и научной, и образовательной деятельностью. А когда делаются попытки оценить качество университетов по результатам ЕГЭ тех абитуриентов, которые только приходят в вуз, то это совершенно необъективный показатель. А вот если общий уровень выпускников школ связан с результаами ЕГЭ, я готов согласиться: этот показатель подходит для оценки выпускника школы, он более объективен. Но школа и вуз — две самостоятельные ступеньки образования.

Многоуровневое образование

И бакалавриат, и магистратура — тоже важный вопрос. Сейчас основная проблема у всех университетов, у всех вузов в России — это, как сказано в законодательстве, переход с 1-го января 2011 на «уровневое образование». Были приняты законы, немного сдвинувшие срок его введения, но к настоящему времени уже утверждены перечень специальностей, новые списки образовательных программ и бакалавриата, и магистратуры. Все они сохраняют непрерывное 5-летнее обучение: то, что называется специалитетом.

Разработаны, обсуждены и приняты летом этого года новые образовательные стандарты, которые теперь называются «федеральные государственные образовательные стандарты. Стандарты определяют образовательную основу для бакалавриата. Пока еще приняты далеко не все стандарты по специалитету, и это связано с тем, что он наиболее серьезно страдает при переходе к «уровневому образованию». Количество специальностей резко сокращается, и остаются в основном те, которые связаны с оборонной промышленностью, военным комплексом, а также медицинские и творческие направления. Там сложная программа: необходимо обеспечить непрерывную подготовку, которая не должна делиться на этапы. Это необходимо для получения «нормального» специалиста.

В России сохранено 107 специальностей для непрерывной подготовки, этот перечень утвержден и опубликован. Утвержден и перечень специальностей для подготовки на бакалавриат.

Магистерская подготовка предполагает два года подготовки после бакалавриата, и она невозможна без научных исследований. Магистратура по самой идее, по смыслу, связана с большей самостоятельностью, с решением творческих задач, которые предполагают развитие мышления, а не только умений.

Разделение вузов

Иван Лобанов, зам. министра образования и науки РФ:

«Один из важнейших вопросов — есть ли необходимость оставлять ту типологию вузов, которая сейчас есть, или перейти к новой: колледж, институт, университет, с возможностью заниматься наукой всем типам вузов, но с тем, чтобы критерий оценки деятельности был только у университетов».

Я думаю, сразу возникнет разделение вузов на самостоятельные категории. Негосударственные сразу займут свою отдельную нишу. До настоящего времени ни один из них не вел научных исследований, не готовил для себя кадры высшей квалификации, в этих учебных заведениях нет ни аспирантуры, ни докторантуры и нет подготовки преподавателей. Негосударственные вузы живут теми преподавателями, которые работают и в государственных, и в негосударственных вузах — совместители. Частные университеты берут готовый продукт — я имею в виду преподавателей. Также частные вузы практически не ведут подготовку по техническим специальностям, потому что они создавались, чтобы зарабатывать деньги на волне экономического выживания. Это расслоение произойдет очень быстро в связи с введением уровневого образования. Однако на уровне бакалавриата негосударственные вузы смогут вести подготовку, здесь нет особых проблем.

Расслоение вузов произойдет автоматически. В государственных вузах это расслоение будет наименее заметно, потому что он проходит процедуры комплексных проверок, аттестаций и аккредитаций, и там большая часть показателей связана с научными исследованиями и подготовкой кадров высшей квалификации.

По новым стандартам вузу дается больше самостоятельности в выборе учебных дисциплин. Там есть обязательный цикл того, что нужно изучить для образовательной программы, но все же вузы получают больше свободы, которой сможет воспользоваться каждое учебное заведение с точки зрения своих возможностей и научных интересов. У государственных вузов эти научные интересы складываются научно-педагогическими школами, которые вносят свою специфику в любые стандарты. Одну и ту же дисциплину можно преподавать по-разному.

Справка ГлавСправ:

Новый, интегрированный закон «Об образовании» — совместная работа Министерства образования и науки, Комитета Госдумы по образованию и Союза ректоров вузов России.

Он вобрал в себя действующие законы: «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», нормы Трудового кодекса, Бюджетного кодекса, Гражданского кодекса, касающиеся образования.

В действующем законе «Об образовании» за последние годы было внесено более 50 поправок, что, по мнению законодателей, значительно усложняет его восприятие. Предполагается, что отличием и достоинством нового закона станет его целостность.

Работа над законопроектом началась зимой 2008 года. Сейчас он находится в стадии обсуждения. Полностью Федеральный закон «Об образовании» вступает в силу с 1 января 2013 года. В дальнейшем документ может стать Кодексом.


Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»

ГлавСправ 2010.

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011