Омск

Раздел

Досье по предметам


Мнение преподавателей

Венцеславов Артур Эдуардович
Учитель истории и обществознания, шк. № 183 с углубленным изучением иностранных языков Центрального р-на.

Как школьнику нужно подходить к подготовке по ЕГЭ?

— Готовиться, безусловно, нужно. Это необходимо хотя бы даже для того, чтобы понять, как распределить свое время на экзамене, примериться на практике, рассчитать силы.

Варианты КИМ по всем общеобразовательным включают в себя задания различных типов. На что обратить внимание при подготовке к каждому типу КИМ?

— Для заданий A и B нужны знания, факты — их нужно запоминать. Особое внимание нужно уделить части С: это не просто работа с текстом, здесь нужно дать свое мнение, оценку. Здесь приветствуются и альтернативные, и необычные точки зрения. Но есть обязательные требования: оценка ставится за то, насколько это мнение доказано, убедительно подкреплено аргументами, учитывается правильность и логика написания и т. д. Мнение может быть разное, и может даже противоречить мнению эксперта, но оценка ставится не за это. То есть, если мне нравится красный цвет, а ученик пишет, что ему нравится зеленый, я, как любитель красного, не имею права снизить ему балл за его мнение.

Какие «подводные камни», общие затруднения вы обнаружили в вопросах по ЕГЭ? С чем это связано?

— Часто можно столкнуться с «вечными» или слишком спорными вопросами в заданиях. С этим можно справиться: нужно четко выучить то, что дается по программе и по учебнику — определения понятий, все концепции. Нужно на них опираться, четко высказывать свое мнение и убеждать в нем экспертов. Тут помогут и обществоведческие понятия, и взвешенная аргументация, и многое другое.

Какие нюансы сделают ответ полнее, то есть дадут дополнительный балл при прочих равных условиях по вашему предмету?

— Обязательно нужна эрудиция. Ты не сможешь написать эссе на тему морали, политики, если ты не эрудированный человек — откуда взять факты, аргументы, если ты этого не читал, не слышал, не видел? «Налить воды» не получится, это может снизить оценку в части С до нуля баллов. Там существуют особые критерии оценки: их три, и если по первому набралось 0 балов, то дальше не работу попросту не проверяют.

Как Вы настраиваете своих учеников, чтобы атмосфера волнения не снизила количество правильных ответов?

— Важно понимать, что эксперты — не чудовища. Если ты знаешь предмет, и можешь это продемонстрировать, то баллы, несомненно, будут высокими.

Формат ЕГЭ «совместим» со всеми учебниками программы средней школы?

— Я всегда говорю ученикам больше читать и развивать свою речь, чтобы можно было ответить красиво, грамотно. Невозможно сдать экзамен хорошо, не обладая богатой эрудицией.

Необходимы ли в подготовке к ЕГЭ специальные курсы или репетиторы?

— Все учителя знают, что такое ЕГЭ, какие там задания и как готовить детей к экзамену. Мы проходим специальные курсы, что можно сказать далеко не обо всех преподавателях. Кроме того, учителя высшей категории проходят курсы экспертов ЕГЭ, получая возможность проверять готовые работы. Мне кажется, самостоятельно довольно проблематично подготовиться к такой преподавательской работе, а потому детям полезней посещать аналогичные занятия в школе.

Ваше мнение, ЕГЭ — объективная оценка знаний, полученных учеником за 10 лет в школе?

— Вполне, хотя иногда бывают и достаточно сложные задания, когда понимаешь, что это совсем не уровень абитуриента. Я и сам иногда прохожу тест ЕГЭ, проверяю себя по эталонам. И бывает, что и я делаю недочеты и даже ошибки, и тогда интересно посмотреть на результаты. Я порой даже удивляюсь, почему выбран тот или иной ответ, хотя и мой, казалось бы, неплох.


Жаринов Андрей Геннадьевич
Заместитель директора по воспитательной работе, учитель истории и обществознания.

Как в целом нужно подходить к подготовке к ЕГЭ?

— Несколько лет этот предмет сдается в формате ЕГЭ. Начинать готовиться следует минимум в 10 классе. При подготовке уроков, при планировании курса, при разработке контрольных заданий, мы, кроме тематического планирования, учитываем кодификатор, демонстрационные версии и спецификации ЕГЭ, Кодификатор содержит в себе основные вопросы, которые вынесены на ЕГЭ в различных заданиях. Классификация дает структуру Единого государственного экзамена, а демонстрационные версии — это примеры конкретных заданий по все трем частям.

Варианты КИМ по всем общеобразовательным предметам (кроме литературы и иностранного языка) включают в себя задания различных типов. На что обратить внимание при подготовке к каждому типу КИМ?

Часть «А» в обществознании, как и в других экзаменах, где она есть — это задание с выбором одного из четырех ответов. Но в отличие, например, истории, есть задания базового уровня и задания повышенного уровня. Задания повышенного уровня части А — это задания на оценку двух суждений. Дается два суждения, нужно выбрать которое из них является верным или оба верны, или оба неверны. Здесь особое внимание следует обращать на нюансы формулировок, на конкретные слова, которые имеют смысловой оттенок. Еще наиболее сложными заданиями из части «А» можно отметить задания из раздела экономика, связанные с анализом графиков. Задания в части «А» структурированы таким образом, что вначале несколько заданий посвящены теме «Человек и общество», затем задания по разделу «Экономика», затем задания из раздела «Социология», «Политология» и «Право». Они сгруппированы по блокам. Четыре-пять заданий в каждом блоке, и в каждом блоке есть задания повышенного типа.

Часть «В»

Задания части «В» очень разные — базового и повышенного уровня. Наиболее простые задания базового уровня — это простые задания, в которых предлагается всавить пропущенные понятия в схему или в таблицу. Задания, в которых предлагается найти понятие, которое выпадает из ряда, лишнее в ряду понятий, подходящих под определенную характеристику. «Задание В-3» - это задание на соотнесение информации, на установление взаимосвязей между двумя рядами информации.

Задания В-4 и В-7 — это задания, которые предполагают умение группировать факты и явления. Если из списка пять или шесть позиций нужно уметь выбрать по кокретной теме, например «Черты традиционного общества» или «Черты рыночной экономики».

Задания в разделе В-5 подразумевают умение из четырех предложений выбрать предложения, относящиеся к фактам и к оценочным суждениям. В некоторых случаях даются слова-подсказки «по мнению ученых», «вероятно», но часто таких подсказок нет.

Задание В-6 это задание, которое подразумевает умение правильно оперировать понятиями. Текст дается с пропусками и в конце текста перечень понятий, их больше, чем пропусков, необходимо найти понятие, которое нужно вставить в эти пропуски. Это задание повышенного уровня сложности.

Часть «С»

Задание части «С» это задание на работу с неадаптированными текстами мыслителей, философов, правоведов. С-1 и С-2 это задания базового уровня, которые подразумевают анализ самого текста. С-3 и С-4 – анализ текста и привлечение контекстных знаний из курса обществознание. С-5 – задание, которое подразумевает умение назвать признаки или характерные черты какого-то явления, умение употребить понятие. Например, здесь часто спрашивается догадаться, дать определение понятий и составить два предложения с употреблением этого понятия.

Задание С-6 — посвящено умению показать четкую взаимосвязь между теорией и практикой или подтвердить теоретические положения конкретными примерами.

Задание С-7 — на умение решать задачи, правовые, социальные, политические. Предлагается конкретная ситуация и необходимо дать правильное решение, используя обществоведческие знания. Или раскрыть признак, правовые или социальные, того явления, которое описывается в ситуации.

Задание С-8 — это задание относительно новое на составление сложного плана. Здесь требуется составить не менее трех пунктов плана по заданной теме, например «Социализация личности» или «Индустриальное общество» или еще что либо. Не менее двух из пунктов плана должны делиться на подпункты.

Задание С-9 наиболее сложное, на написание эссе. В самом ЕГЭ предлагается эссе по разным разделам на выбор учащихся: философия, социальная психология, экономика социология, политология и правоведение. Они задаются высказыванием какого-либо деятеля, мыслителя. Задача ребят – правильно понять смысл высказывания, это главная цель задания, и показать это в работе. Если смысл высказывания не понят или понят неправильно, работа не проверяется дальше, все остальные критерии не учитываются и по ним выставляются нули.

Затем важно обозначение собственной позиции — согласен или не согласен ученик с автором, и наличие аргументации этой позиции. Оценивается также уровень аргументации. Очень важно, чтобы ученик привел аргументы, опираясь на теорию, на понятийный аппарат курса обществознание, понятийные знания и на жизненный опыт.Теория и практика.

Каждое задание в системе ЕГЭ оценивается разным количеством баллов. В части А — один балл, в части В- от одного до двух, в части С — С-1, С-2, С-5 по два балла, С-3, С-4, С-7 — по три балла, С-8 два балла, С-9 пять баллов.

Какие «подводные камни», общие затруднения вы обнаружили в вопросах по ЕГЭ? С чем это связано?

— Важно, чтобы дети не ограничивались жизненным опытом, а привлекали и знания теории. Часто, здесь есть такая тонкость, кажущаяся простота формулировок. Дети начинают использовать жизненный опыт. Только. А здесь нужны четкие понятийные знания.

Какие учебники Вы считаете оптимальными для подготовки к этому предмету? Формат ЕГЭ «совместим» со всеми учебниками программы средней школы или нет? Есть какие-то общие рекомендации?

— Реальная сложность, в основном это касается части «А», состоит в том, что учебник Боголюбова не является истиной в последней инстанции.

Те ребята, которые читают серьезную философскую, социологическую литературу порой оказываются в более серьезной ситуации, потому что в части «А» нужно выбрать кокретный ответ, а они знают, что не всегда все столь однозначно. Мы рекомендуем здесь применять логику мышления, плюс доказательства позиции при постановке мировоззренческих проблем. Успешным оказывается ответ того ученика, который может понять логику составителей вопросов ЕГЭ, даже когда с ними не согласен.

Рекомендую приобретать учебные пособия непременно с грифом ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) и решать задания, одним учебником здесь не ограничишься.


Денисова Людмила Александровна
Преподаватель курсов РГГМУ подготовки к ЕГЭ по истории и обществознаию

Как в целом нужно подходить к подготовке к ЕГЭ?

— Для подготовки к ЕГЭ необходимо иметь хорошие учебники по данному предмету, тесты, справочники, дополнительную литературу, рабочие тетради.

По каждому типу заданий следует тренироваться на тестах, писать чаще эссе, с дальнейшей проверкой их преподавателем с указанием на ошибки.

Варианты КИМ по всем общеобразовательным предметам (кроме литературы и иностранного языка) включают в себя задания различных типов. На что обратить внимание при подготовке к каждому типу КИМ?

— При подготовке задания типа А следует обратить внимание на выявление основных принципов понятий, на знание терминологии, на выявление общих и различительных черт в понятиях.

При подготовке задания типа В следует обратить внимание на анализ суждений, умение сравнивать, анализировать эти суждения.

При подготовке заданий типа С необходимо научиться на основе приобретенных знаний, используя обществоведческую терминологию, излагать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Какие «подводные камни», общие затруднения вы обнаружили в вопросах по ЕГЭ? С чем это связано?

— Трудности вызывают вопросы, связанные с многозначностью понятий, с не очень хорошей подготовкой в школе, с трудностями в выборе учебников, с некорректной постановкой вопросов.

Опыт показывает, что абитуриенты плохо умеют использовать терминологию, полученные знания. Часто используются простые примеры из жизни, никак не обоснованные словесно.

Какие нюансы сделают ответ полнее, то есть дадут дополнительный балл при прочих равных условиях по вашему предмету?

— Ответ учеников сделают полнее более четкая формулировка вопросов, хорошая подготовка самих учеников.

Как Вы настраиваете своих учеников, чтобы атмосфера волнения не снизила количество правильных ответов?

— На экзаменах, чтобы не волноваться, ученикам советую сосредоточиться на своих вопросах, не отвлекаться, не торопиться с ответами, хорошо подумать. Отвечать сначала на те вопросы, в которых они уверены в правильности, затем вернуться к тем, которые вызвали затруднения, использовать метод исключения при выборе правильного ответа.

Какие учебники Вы считаете оптимальными для подготовки к этому предмету? Формат ЕГЭ «совместим» со всеми учебниками программы средней школы или нет? Есть какие-то общие рекомендации?

— Наиболее оптимальными учебниками для подготовки к обществознанию является учебник Боголюбова Л, Н; Кравченко и Певцова. Формат ЕГЭ не всегда «совместим» со всеми учебникам программы средней школы. Требуется дополнительная подготовка по другим учебникам.

Необходимы ли в подготовке к ЕГЭ специальные курсы или репетиторы?

— Школьникам, как правило, необходима подготовка на подготовительных курсах или занятия с репетитором.

Ваше мнение, ЕГЭ — объективная оценка знаний, полученных учеником за 10 лет в школе?

— Думаю, что ЕГЭ — неплохой инструмент для проверки знаний выпускников, но он требует некоторой доработки.

Полезная информация?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011