Обнинск

Раздел Высшее образование

Статьи

24.05.2011

Целевой набор выгоден экономике страны

Несмотря на демографический спад, некоторые специальности до сих пор остаются настоящей головоломкой для абитуриентов. Но, даже отучившись несколько лет на престижном факультете вуза, выпускник не всегда может найти хорошую работу. Для тех, кто скоро будет определяться с окончательным выбором профессии, предлагаем статью о целевом приеме. О его преимуществах и нюансах рассказывает Виталий Владимирович Лобачев, декан факультета ракетно-космической техники Балтийского государственного технического университета «Военмех» им. Д.Ф. Устинова.

Виталий Владимирович Лобачев

Целевой набор — это набор студентов в вузы по заказу. Есть два вида целевого набора: по прямым договорам и государственный оборонный заказ. Прямые договора могут быть 2-х сторонними, между предприятием и вузом или 3-х сторонними, между предприятием, вузом и административным округом.

Договор о целевом наборе студентов предполагает определенные обязательства сторон: вуз обязуется принять и обучить по конкретным специальностям определенное количество студентов, а предприятие обязуется, прежде всего, направить, и, возможно, оплатить обучение, чтобы затем принять выпускников целевого набора к себе на работу. В случае 3-х стороннего договора административный округ обеспечивает необходимый набор, т.е. численность студентов.

Конечно же, свои обязательства имеют и студенты, обучающиеся по целевому набору. Они должны успешно осваивать учебную программу, но самое главное — после окончания обучения они обязаны поступить на работу на предприятие, в интересах которого и осуществлялся этот целевой набор.

Инициаторами государственного оборонного заказа выступают предприятия, работающие в оборонных отраслях. Они формируют заявки профильным министерствам, агентствам и ведомствам на определенное количество необходимых специалистов, профильные министерства и перенаправляют их в Министерство образования и науки, откуда после обработки они и поступают в виде государственного заказа непосредственно в вузы.

Целевой набор в той или иной форме существовал всегда, так что это не новшество. Доля целевиков в нашем вузе обычно составляет от пятой части от всех студентов и в среднем чуть более двухсот человек.

Основная задача целевого набора — подготовка молодых специалистов для конкретного предприятия. Основное отличие в обучении студентов целевого набора — практика, где студент получает незаменимый опыт работы в течение не только шести обязательных недель на предприятии, на которое ему предстоит придти в качестве молодого специалиста после окончания вуза, но и возможность предварительного трудоустройства еще до окончания обучения.

Многие студенты на младших курсах, как правило, не отличаются рвением к учебе, однако к счастью, большинство из целевиков на последних годах обучения начинаю понимать свои возможности и перспективы, проникаются желанием стать квалифицированным специалистом в своей профессиональной сфере и довольно успешно заканчивают вуз. Не последнюю роль в этом играет как раз практика на предприятии. Попадая в реальные условия работы, имея возможность применить свои знания и увидеть их практический результат, студент переоценивает свои взгляды, у него появляется необходимая мотивация для обучения. Мотивация, уверенность в своем будущем — вот то, что дает целевой набор студенту. И это является его неоспоримым преимуществом.

Еще одним достоинством целевого набора я считаю упорядоченное распределение выпускников по местам работы. Это очень схоже с системой распределения, используемой в нашем советском прошлом. Но нет ничего плохого в том, чтобы выпускники были востребованы по специальности сразу после окончания вуза и получили возможность профессиональной реализации, вместо того, чтобы месяцами искать хоть какую-нибудь работу. Не секрет, что молодые специалисты без опыта работы не пользуются спросом у работодателей, а целевой набор решает эту проблему. Да и предприятия, обеспечивая с помощью целевого набора постоянный приток молодых квалифицированных специалистов, подготовленных с учетом специфики конкретного предприятия, также остаются только в выигрыше.

К сожалению, некоторые предприятия не видят неоспоримых плюсов целевого набора. Между тем, демографический спад, пришедшийся на начало девяностых, в ближайшие годы даст о себе знать малым количеством выпускников вузов, а, следовательно, и молодых специалистов, ищущих работу, станет гораздо меньше.

Однако даже те предприятия, которые используют целевой набор, не слишком активны. К примеру, они перекладывают задачи поиска и приема студентов для целевого набора на плечи вузов. С другой стороны, приятно отметить, что предприятия уже во время обучения целевиков, не только проявляют интерес к их успеваемости, но и включаются в образовательный процесс, периодически направляя своих ведущих специалистов для проведения занятий.

Бывает, даже руководители именитых предприятий проводят лекции. Конечно, это не рядовые занятия. На них студентам раскрывают стратегические аспекты развития профессиональной отрасли. К примеру, к нам в «Военмех» периодически приезжает Николай Алексеевич Тестоедов, руководитель ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика М.Ф. Решетнёва». Это одно из ведущих предприятий российской космической отрасли. Студенты просто в восторге от его лекций. Такие занятия можно также отнести к важному мотивирующему фактору.

Система целевого набора сейчас пока не идеальна, и не до конца понятны «правила игры». Надо дать возможность этой системе устоятся и адаптироваться к меняющимся условиям, и не предпринимать пока никаких радикальных мер. В этом году мы переходим на новые стандарты образования — это болезненный, но естественный процесс для всех.

Вузам предстоит тщательно подготовиться к ступенчатому обучению студентов, а предприятиям осознать смысл деления выпускников на бакалавров, специалистов и магистров и пересмотреть свои штатные расписания, согласно которым, разобраться сейчас на какую должность взять, к примеру, бакалавра не представляется возможным. После решения всех организационных вопросов, целевой набор будет пользоваться еще большей популярностью, что, несомненно, положительно скажется и на уровне жизни наших молодых специалистов и на экономике нашей страны в целом.


Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д.Ф. Устинова

ГлавCправ. 2011

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011