18.01.2011
Законопроект «Об образовании» в данный момент находится в заключительной стадии обсуждения. До 1 февраля все желающие могут оставить свои комментарии на специальном сайте. Дискуссия продолжается и на страницах журнала «ГлавСправ.Образование» среди представителей образовательного сообщества Петербурга. О слабых сторонах нового закона рассказала Елена Шмелева, директор Центра медиаисследований факультета журналистики СПбГУ.
Чтобы оценить, насколько хорош или плох новый закон «Об образовании», необходимо понять: к чему мы должны придти? Что, благодаря закону, должно измениться в России?
Президент РФ в своем Бюджетном послании, заявил: «Необходимо стремиться к росту научного потенциала нашей страны, накоплению объектов интеллектуальной собственности, обеспечению в этих целях преемственности поколений в сфере научных исследований и технологических разработок, привлечения и закрепления в ней молодежи». То есть продекларировано (и неоднократно), что Россия строит экономику знаний — основу инновационного развития любой страны.
Для этого нам нужно определить ключевые факторы, влияющие на развитие экономики знаний и проанализировать, насколько закон «Об образовании», а также образовательная политика РФ в целом способствуют системному достижению целей инновационного развития страны.
Демографическая ситуация (мы знаем это и без результатов переписи 2010 года) в России усугубляет недостаток профессионального трудоспособного населения. Только высокий уровень образования позволит сосредоточиться на развитии технологий, которые в какой-то мере должны это компенсировать.
На какие же вызовы сегодняшнего дня может ответить обсуждаемый закон? В качестве ориентира можно обратиться к опыту Финляндии, занимающей ведущее место в мире по основным показателям социально-экономического развития.
Елена Шмелева: «В законе «Об образовании», который мы сегодня обсуждаем, мы видим уже сейчас устаревшие нормы по пересмотру государственных образовательных стандартов». |
Еще в 1993 году, задолго до феноменального роста экономики Финляндии, в «Белой книге о национальной промышленной стратегии», была обоснована идея промышленной политики, опирающейся на кластеры. В качестве будущей опоры экономики была выдвинута идея кластера ИКТ (информационно-коммуникационные технологии — прим. ред.).
В законе «Об образовании», который мы сегодня обсуждаем, мы видим уже сейчас устаревшие нормы по пересмотру государственных образовательных стандартов. К тому же, рынок ИКТ предполагает постоянное повышение квалификации, чего предлагаемый закон не предусматривает. Недостаточное внимание разработчики проявили к новым формам образования, в том числе — дистанционному.
Промышленные кластеры Финляндии рассматриваются в качестве коллективных активов, уменьшающих транзакционные издержки. Государство направляет свои усилия на создание и укрепление общей базы знаний внутри кластера. В обсуждаемом законе отсутствует привязка государственных образовательных стандартов к профессиональным.
Елена Шмелева: В существующем сегодня виде, новый закон не предусматривает законодательных оснований для полноценной интеграции науки и образования. В статье, посвященной интеграции высшего образования и научной деятельности, нет непосредственно инструментов интеграции. |
Опыт Финляндии подсказывает, что наиболее важными каналами государственного влияния на национальную конкурентоспособность являются государственные расходы на НИОКР, образование, интеграция науки и образования, что позволяет развивать технологическую инфраструктуру, которая фокусируется на создании усовершенствованных факторов производства и формирования условий для создания факторов производства в будущем.
В существующем сегодня виде новый закон не предусматривает законодательных оснований для полноценной интеграции науки и образования. В нем не заложены принципы образовательных моделей, соединяющие классические принципы высшего образования с эффективными инновационными элементами. В статье, посвященной интеграции высшего образования и научной деятельности, нет непосредственно инструментов интеграции. Там перечислены только способы ведения вузами научной деятельности.
Елена Шмелева: Закон не устанавливает нормы, предписывающие разделение деятельности по предоставлению образовательных услуг и их оценке. Он не гарантирует гражданам независимую оценку качества обучения и достоверную информацию об образовательных услугах. |
Возвращаясь к опыту Финляндии, мы видим, что в основе образовательной политики лежит принцип равенства. Но если раньше показателями равенства было территориальное распределение школ и их доступность, то сегодняшняя цель — обеспечить каждому одинаковое качество образования. Критерием заинтересованности являются индивидуальные результаты учащихся, критерием эффективности — независимая оценка качества.
Но обсуждаемый законопроект оперирует размытыми формулировками в части оценки качества образовательных услуг. Ряд из них вступают в противоречие друг с другом. Четко не определен принцип проведения мониторинга образования органами исполнительной власти региона, не разработаны его индикаторы. Закон не устанавливает нормы, предписывающие разделение деятельности по предоставлению образовательных услуг и их оценке. Таким образом, закон не гарантирует гражданам независимую оценку качества обучения и достоверную информацию об образовательных услугах.
Если и в Финляндии и во всех странах ЕС идея образования в течение всей жизни занимает центральное место в стратегии «информационного общества», то в обсуждаемом тексте законопроекта «Об образовании» вопросы электронного обучения, выбора индивидуальных программ проработаны недостаточно. Таким образом, об открытости образования обществу в законе хоть и говорится, но конкретных механизмов его реализации нет.
ГлавCправ. 2011