Новосибирск

Раздел

Статьи

30.09.2010

ЕГЭ станет привычным для всех

Любовь Глебова, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, отвечающей за проведение ЕГЭ, в интервью «Ъ» рассказала, что новая процедура единого госэкзамена ее устраивает. По ее словам, ЕГЭ вывел из тени коррупцию в российском образовании, а учителя и ученики по мере подготовки все спокойнее относятся к новой системе проверки знаний.

Любовь Глебова

Корр: Можно ли сказать, что школьное и вузовское образование сейчас полностью перестроилось под новый формат экзамена?

Глебова: Статистика говорит о том, что в этом году процедуры, связанные с ЕГЭ, проходили гораздо более спокойно, чем в прошлом. Понимание и привыкание постепенно происходит. Я более чем уверена, что с каждым годом процедура будет развиваться, а отношение к ней — улучшаться. В конце концов ЕГЭ станет привычным для всех.

Корр: Чаще всего звучит критика в адрес тестового характера экзамена: многие боятся, что школа вместо обучения будет натаскивать детей на тесты. Как считаете вы?

Глебова: Контрольно-измерительные материалы на самом деле не являются тестами в чистом виде. В отличие от заданий, принятых в других странах, у нас есть «часть C», где нужен ответ в развернутом виде. С ней работают независимые эксперты, а не машина. Но при этом все проверки также проходят в стандартизированной форме. Как показывает практика, чем более подготовлен учитель, тем спокойнее он относится к новой форме оценки. А если учитель не уверен в себе и результатах своего труда, то сразу возникают разговоры о том, что все время школьника заполнено процедурами обучения технологиям тестирования и у него нет ни минуты для реального получения знаний.

Корр: Критики заявляют, что из-за новой формы экзамена коррупция перешла с вузовского на школьный уровень. Так ли это?

Глебова: Коррупция никуда не перешла. Технологии, примененные в ЕГЭ, просто вывели ее из тени и показали, насколько часть нашего учительства не готова и даже боится узнать о реальных результатах своего труда. Мы продолжим работу в направлении увеличения прозрачности и объективности результатов ЕГЭ.

Корр: В этом году многие школьники предпочли вместо ЕГЭ сделать упор на участие в олимпиадах, победа в которых облегчает поступление в вуз. Считает ли ведомство это проблемой?

Глебова: Мы действительно обеспокоены сложившимся дисбалансом. И в этом с нами солидарны все стороны процесса: и Минобрнауки, и Российский союз ректоров. Сейчас обсуждается возможность введения правила, когда победитель школьной олимпиады может использовать свой диплом лишь один раз: подав документы в один вуз, на одно направление подготовки. Думаю, что это предложение станет нормой уже в следующую экзаменационную кампанию. Также идет работа по дальнейшему упорядочению перечня олимпиад и механизмов определения их победителей и призеров.

Корр: После первой обязательной сдачи ЕГЭ многие жаловались на многочисленных льготников. Планирует ли Рособрнадзор вмешаться в ситуацию?

Глебова: Уже сегодня существующая нормативно-правовая база позволяет вузам регулировать при желании процедуру приема и все вопросы, связанные с льготниками. Но пока эта тема не будет решена законодательно, она все равно, в той или иной степени, будет оставаться весьма болезненной. Вообще, мы за то, чтобы все поступали на общих основаниях, участвуя в одном конкурсе. А льгота для тех, кто имеет на нее право, пусть работает в процессе обучения: повышенная стипендия, общежитие и так далее.

Корр: Где возникает больше сложностей — во время сдачи экзамена в школе или при приеме документов в вузе?

Глебова: И там, и там еще много работы. Учителям нужно, наконец, понять, что их цель — не научить выпускника умению сдать ЕГЭ. Цель — приложить все усилия, чтобы дать знания по предмету, которыми школьник должен обладать по окончании школы. Что касается вузов, то ближайшая цель — работать над прозрачностью процедур поступления. Вся нормативно-правовая база для этого уже есть, осталось научиться выполнять правила. Ежегодно мы анализируем результаты прошедшего госэкзамена, и по итогам вносятся изменения и уточнения — как в процедурные, так и в содержательные вопросы.


Источник:

Коммерсант

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011