Новороссийск

Раздел Высшее образование

Статьи

19.11.2010

Магистратура и прикладной бакалавриат: всем найдется место.

Как зарубежная «магистральная» система образования прижилась в петербургских вузах и что изменилось после введения нового образовательного направления — прикладного бакалавриата? Председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, ректор СПбГУ ИТМО Владимир Николаевич Васильев комментирует взаимодействие в вузах магистратуры и бакалавриата.

Владимир Николаевич Васильев

Магистральное направление реформы образования

Бакалавр и магистр сейчас являются магистральными направлениями в области высшего образования. Это не означает, что любой бакалавр пойдет в магистры. Ясно также, что не всем высшим учебным заведениям дадут право полной магистратуры. Число мест в магистратуре, в т.ч. и бюджетных, будет меньше количества выпускаемых бакалавров.

    Поэтому университетам придется доказывать свое «право на магистратуру». В этом нет ничего страшного. Возьмем, к примеру, Соединенные Штаты Америки. В США есть 5 типов учебных заведений по уровню подготовки выпускников:
  • научная подготовка (не только бакалавры, магистры и кандидаты наук, но и Ph.D — доктора наук);
  • подготовка только по направлениям бакалавриата и магистратуры;
  • только бакалавриат,
  • и, наконец, двухлетние образовательные программы.

Все они признаются высшими учебными заведениями и сосуществуют на одном образовательном пространстве.

Так будет и у нас: национальные, федеральные, национальные исследовательские университеты, университеты и институты, которые готовят только бакалавров (в том числе по программам прикладного бакалавриата) — всем найдется спрос у абитуриентов.

Прикладной бакалавриат.

Прикладной («практико-ориентированный») бакалавриат появляется сейчас как одно из направлений обучения. Многие высшие и средние профессиональные заведения, кто хотел бы вести такой бакалавриат, подали заявки.

Отношение к этому виду деятельности у образовательного сообщества различное.

Со стороны средних учебных заведений эта разновидность бакалавриата, безусловно, приветствуется, потому что повышает престижность и позволяет выводить ребят из системы среднего профессионального образования к диплому о высшем образовании. Бакалавр, как его не назови, все равно бакалавр. Это нововведение соответствует Закону о высшем профессиональном образовании. Поэтому понятно, что учреждения СПО безусловно поддержат практико-ориентированный бакалавриат. Конечно, не каждому техникуму или колледжу дадут право учить по этому направлению, чтобы избежать того, что недавно было у нас в высшем образовании: все были университетами и все могли «чего-то готовить». Ясно, что такое разрешение дадут далеко не всем ссузам. Планка поднята довольно высоко, таких образовательных учреждений будут единицы.

Высшие учебные заведения, где есть направления подготовки, связанные непосредственно с эксплуатацией, сервисом и обслуживанием, также будут вести подготовку по программе прикладного бакалавриата. Но, к примеру, в ИТМО это обсуждалось, и решено было отказаться — не наша ниша. У нас есть коммерциализация, я имею в виду инновационную, научно-педагогическую деятельность, но путь, когда бакалавров после освоения программ выводили на эксплуатацию и сервис, не станет главным для нашего университета.

Введение прикладного бакалавриата зависит от особенностей, культуры, научных школ и направлений подготовки, которые реализуются в том или ином высшем учебном заведении.


Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики

ГлавСправ. 2010

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011