Нижний Тагил

Раздел Высшее образование

Статьи

20.03.2012

Магистр «по контракту»

Ректор СПбГЭТУ «ЛЭТИ», профессор Владимир Михайлович Кутузов в интервью журналу «ГлавСправ» рассказал об изменениях в структуре приема в 2012 году. Особое место в беседе заняло обсуждение второго этапа высшего образования — магистратуры — в свете последних реформ.

Контракт — «союз интересов»

Сегодня средства, которые выделяются университету на обучение студента-«бюджетника» Министерством образования и науки, по объему примерно такие же, как и стоимость обучения на контрактной основе. Разница между формами обучения для университета в том, что количество бюджетных мест ограничено. Так в прошлом году СПбГЭТУ «ЛЭТИ» запросил 1250 бюджетных мест, а получил только 1106. Для эффективного использования мощностей вуза и выполнения профессорско-преподавательским составом учебной нагрузки «вакантные» места заполнили студентами-«контрактниками».

Студенты, которые учатся на контрактной основе, должны иметь источник финансирования или в лице родителей, или, если повезет, за счет средств профильных предприятий в рамках целевого набора. Но мало кто из директоров промышленности возьмет на себя риски подобных финансовых вложений в подготовку технического специалиста. Его профпригодность и востребованность на рынке труда за шесть лет до момента выпуска из стен вуза трудно оценить в быстро меняющихся экономических условиях.

При подготовке специалистов по договору с предприятиями СПбГЭТУ «ЛЭТИ» корректирует учебные планы, осуществляя подготовку магистров «по заказу», с конкретным набором компетенций

Поэтому мы считаем, что контрактную подготовку нужно начинать с магистратуры после успешного завершения четырех лет обучения в бакалавриате, т.к. уровень мотивации при выборе решения о продолжении обучения у бакалавра, профессионально сориентированного и часто имеющего некоторый профессиональный опыт, существенно выше, чем у выпускника школы. В случае необходимости бакалавр быстрее найдет средства для продолжения обучения в магистратуре, в первую очередь, за счет субсидии работодателя. Ведь магистратура по контракту реализуется следующим образом: предприятие оформляет выпускников — бакалавров или специалистов — к себе на работу и отправляет их, уже как своих сотрудников, учиться, скажем, в «ЛЭТИ». При этом заключается многосторонний договор, по которому за молодым специалистом на все время учебы сохраняется средняя зарплата. В случае если «контрактник» после окончания магистратуры не отработает на предприятии 3-5 лет, он должен полностью вернуть средства, выплаченные ему в виде зарплаты.

В бакалавриате СПбГЭТУ «ЛЭТИ» закрепленные дисциплины составляют 80% образовательной нагрузки, а вариативная составляющая — 20%. В магистратуре эта цифра достигает 40%. При подготовке специалистов по договору с предприятиями СПбГЭТУ «ЛЭТИ» корректирует учебные планы, осуществляя подготовку магистров «по заказу», с конкретным набором компетенций. Предприятие при этом должно планировать свои потребности не на шесть лет вперед, а только на два года.

Кроме того, во второй год подготовки магистров в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» аудиторная программа умещается в два учебных дня в неделю. Остальное время посвящено освоению практических навыков. То есть будущий магистр начинает работать по специальности, при этом уровень и направление его подготовки могут быть скорректированы еще раз, т.е. буквально «заточены» под потребности экономики в данный момент.

СПбГЭТУ наравне с высокотехнологическими предприятиями и вузами Санкт-Петербурга участвует в сетевых программах обучения магистров.

Эта форма взаимодействия высокотехнологичных предприятий и СПбГЭТУ «ЛЭТИ» взаимовыгодна. Она повышает конкурентоспособность выпускников университета на рынке труда и снижает риски предприятий при решении кадровых вопросов. В масштабах страны данный союз интересов способствует процессу модернизации экономики.

Есть и другой вариант контрактной подготовки: у СПбГЭТУ есть договор с компанией Газпром, который в рамках социальной поддержки сотрудников оплачивает обучение их детей. Так же поступает ООО Тюменьтрансгаз (г. Югорск), который оплачивает не только обучение, но и поездки домой на каникулы, выделяет дополнительные стипендии.

Отдельно хочется сказать о сетевых программах обучения магистров, в которых наравне с СПбГЭТУ и высокотехнологическими предприятиями Санкт-Петербурга участвуют другие технических вузы и научно-исследовательские институты города. Подобные программы академической мобильности, объединяя образовательные и технические ресурсы, предоставляют студентам возможность выбирать лучшие учебные программы из всех существующих на данный момент. Среди партнеров СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в данной программе НИУ ИТМО, ГУАП, ФТИ им. Иоффе и другие.

Магистратура — вторая ступень

Набор в магистратуру СПбГЭТУ «ЛЭТИ» увеличивается с каждым годом и сегодня составляет 650 человек. Набор на первый курс бакалавриата СПбГЭТУ «ЛЭТИ» — 1100 человек, но к моменту защиты дипломной работы остается 80% поступивших. Поэтому примерно 900 бакалавров претендует на 650 мест в магистратуре, участвуя в конкурсе. Кроме того, в конкурсе принимают участие бакалавры с дипломом других вузов. Их количество с каждым годом растет.

В СПбГЭТУ «ЛЭТИ» сейчас 19 направлений подготовки бакалавров, 53 магистерские программы обучения, и 2 специальности: «Компьютерная безопасность» и «Радиоэлектронные системы и комплексы».

СПбГЭТУ «ЛЭТИ» предоставляет равные права для всех, поступающих в магистратуру, но при наличии конкурса учитывается средний балл бакалаврского диплома. Главное, для зачисления в магистратуру нужно успешно сдать вступительные испытания по специальности, содержание которого определяет сам университет.

В этом состоит одно из отличий двухуровневой системы «бакалавриат-магистратура» (4 года +2 года обучения) от специалитета (5-5,5 лет обучения), в котором промежуточные экзамены не предусмотрены. Главное отличие в том, что в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» сейчас 19 направлений подготовки бакалавров, 53 магистерские программы обучения и только 2 специальности, которые предполагают «моно» подготовку в специалитете: «Компьютерная безопасность» и «Радиоэлектронные системы и комплексы».


ГлавCправ. 2012

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011