Нижневартовск

Раздел Высшее образование

Статьи

19.11.2010

Кадровый вопрос для ОПК становится решающим

Тема нехватки квалифицированных кадров в наше время весьма актуальна и часто обсуждается на самом высоком государственном уровне. Все без исключения высокотехнологичные производства страдают от отсутствия на рынке труда грамотных молодых специалистов, которые были бы высоко мотивированны на работу именно в данной сфере.

Наметить основные проблемы и перспективы выхода из сложившейся ситуации предстояло участникам научно-методической конференции «Школа-вуз-предприятие: проблемы целевой подготовки специалистов для оборонно-промышленного комплекса», которая прошла 19 ноября в БГТУ «Военмех».

«На предприятиях ОПК более 50% работников — люди пенсионного или предпенсионного возраста, в то время как доля молодых специалистов составляет чуть больше 20%», — отметил председательствующий на конференции первый проректор БГТУ «Военмех» Сергей Стажков. Возникла ситуация, при которой старая гвардия еще может передать бесценный опыт работы, но в большинстве случаев некому. Таким образом, главная проблема состоит в том, что все знания, накопленные за долгие годы высококлассными специалистами, судя по всему, уходят на пенсию вместе с ними.

Одним из способов решения кадрового вопроса могли бы стать целевые наборы студентов в вузы. Целевой набор студентов — это форма трехстороннего сотрудничества между студентом, предприятием и вузом. При подобном виде организации обучения, казалось бы, выигрывает каждая из сторон. Студент бесплатно получает высшее образование (целевики обучаются только за счет федерального бюджета), а заодно и уверенность в своем будущем, ведь сразу после получения диплома он будет обеспечен рабочим местом.

Вуз заручается поддержкой предприятия, для которого осуществлялся данный целевой набор в плане организации практики студента и написания дипломной работы, а порой получает еще и техническое оснащение, если оно необходимо для более плодотворного обучения студента. И, наконец, предприятие после окончания обучения студента в вузе получает специалиста, подготовленного с учетом специфики деятельности этого предприятия, со знанием используемого оборудования и технологических процессов, а также нуждающегося в гораздо меньшем сроке адаптации на рабочем месте.

Однако на деле целевой набор таит в себе множество подводных камней. В частности, Владимир Гаген-Торн, представитель ФГУП «НИИЭФА им. Д.В. Ефремова» отметил: «По целевому набору абитуриенту проще поступить в вуз. Ведь в таком случае конкурс либо отсутствует вовсе, либо значительно ниже. В итоге на целевые места поступают далеко не самые выдающиеся студенты, а страдают потом предприятия, на которые они пришли работать».

И действительно, многие делегаты конференции отметили свою обеспокоенность незащищенностью прав именно предприятия при целевом наборе. Оказывается, нередки случаи отказа выпускника целевого набора от работы на предприятии, для которого этот набор осуществлялся. В такой ситуации, несмотря на то, что в договоре между студентом и предприятием есть пункт об обязательном возврате выпускником предприятию материальных средств, затраченных на его обучение, на деле приходится рассчитывать либо на порядочность конкретного молодого специалиста, либо на решение суда.

Многие из присутствующих согласились с мнением, что основная причина возникновения подобных ситуаций в слабом представлении абитуриента при поступлении на целевой набор не только о том предприятии, где ему предстоит в будущем отработать положенный по договору срок, но и даже о той специальности, которой он будет обучаться.

Решение данной проблемы нашла Санкт-Петербургская ассоциация предприятия радиоэлектроники, приборостроения средств связи и инфотелекоммуникаций, создав в нашем городе инновационную программу интегрированного обучения. Ассоциация проводит целевой набор выпускников школ в сотрудничестве с четырьмя ведущими техническими вузами города: Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом, Санкт-Петербургским государственным университетом информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом «ЛЭТИ» и Балтийским государственным техническим университетом «Военмех».

По словам Ольги Резунковой, директора по кадровому обеспечению Ассоциации, уникальность целевого набора в рамках их программы состоит в том, что студенты-целевики подписывают договор с предприятием только на третьем курсе. К этому времени они уже имеют четкое представление о получаемой специальности, информацию о деятельности предприятий Ассоциации, с которыми могут быть подписаны договоры и, что также немаловажно, обладают юридическим правом подписывать какие-либо договоры от своего имени.

Еще одним направлением работы ассоциации в рамках данной программы является активная профориентационная работа с учащимися 8-10 классов школ и предварительный отбор данных учеников для целевых наборов в вузы. Эта деятельность Ассоциации особо заинтересовала представителей школ, т.к. многие из них как раз и пришли на конференцию в поисках практических решений. Как позже отметила Татьяна Козлова, руководитель учебной части школы № 307 Адмиралтейского района, в первую очередь, сами предприятия заинтересованы в студентах, которые сознательно выбрали свою специальность и готовы после окончания обучения работать на производствах города, а потому просто обязаны принимать участие в профориентационной работе со старшеклассниками наряду с вузами и школами.

Как показала работа конференции, проблемы целевой подготовки специалистов действительно существуют. С другой стороны, существуют и реальные механизмы решения данных проблем. Важен тот факт, что и предприятия, и вузы, и те, кто ответственны за судьбу выпускников школ, понимают взаимовыгодность сотрудничества в рамках целевого набора студентов, а значит, готовы идти на встречу друг другу, обсуждать и договариваться. А наиболее подходящей площадкой для подобных переговоров могут выступать конференции подобные той, что прошла в «Военмехе».


БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова

Источник: Пресс-служба БГТУ «Военмех»

ГлавСправ. 2009

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011