17.05.2012
В.В. Веселков, главный ученый секретарь научно-технического совета ОАО «ЦТСС», д.т.н., профессор
Среди всех проблем, связанных с созданием судов и кораблей, задача совершенствования технологии их строительства всегда была одной из наиболее актуальных. Опыт ее решения показал, что самые удачные варианты новых технологий рождались на основе применения теоретических положений физики, химии, математики, а сегодня и кибернетики. Именно эти особенности сделали знания о строительстве судов не просто областью профессионального искусства, а наукой.
В Советском Союзе в 1939 году для ее формирования был создан научный центр, который, пройдя различные стадии развития от Союзного треста «Оргсудпрома» до «Центрального научно-исследовательского института технологии судостроения», сегодня представляется как «Центр технологии судостроения и судоремонта» — ОАО ЦТСС. За время своего существования ученые и инженеры центра не только обеспечивали строительство всех судов и кораблей, но и внесли существенный вклад в создание основ новой научной дисциплины «Технология судостроения, судоремонта и организация судостроительного производства».
В начале подготовка кадров и формирование научных знаний в области технологии судостроения велись путем обучения на специализированных кафедрах высших учебных заведений и выполнения научных исследований в отраслевых научно-исследовательских институтах. Головным вузом, готовящим инженеров для судостроительных предприятий, был Ленинградский кораблестроительный институт. Помимо него аналогичных специалистов выпускали Николаевский кораблестроительный институт, Ленинградский и Горьковский институты водного транспорта. Ученых в области технологии судостроения готовили аспирантуры ЦНИИ ТС (Ленинград) и кораблестроительных вузов. Это позволило создать отечественную систему научных школ, занимающихся всеми вопросами совершенствования строительства судов, а для освоения новейших разработок специалистами всей отрасли в стране был создан институт повышения квалификации – ИПК.
После перехода на рельсы рыночной экономики ситуация изменилась. Не стало требований к управлению повышением технического уровня судостроительных предприятий сверху. Появились открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО) акционерные общества, самостоятельно планирующие направления своего развития. У данных предприятий исчезли проблемы с приобретением технологий, оборудования или программного обеспечения за границей и обучением своих специалистов непосредственно на фирмах разработчиках.
Это привело к определенному спаду объемов работ в традиционных направлениях научных исследований отечественных научных школ и практически к исчезновению плановой системы повышения квалификации инженерных кадров. Однако со временем стало ясно, что закупка зарубежных технологий и оборудования не обеспечивает их эффективного использования без разумной адаптации к условиям отечественного судостроения. Поэтому актуальность наличия в отрасли отечественной технологической науки нисколько не снизилась. В то же время изменения периода перестройки отрицательно сказались на ее состоянии, особенно в высшей школе.
В области подготовки инженерных кадров — значительный возраст штатных преподавателей, слабый приток молодежи и плохая лабораторная база привели к тому, что обеспечивать необходимый уровень готовности выпускников к практической деятельности силами преподавателей специализированных кафедр стало трудно.
Особую тревогу вызывает практическое отсутствие ротации преподавателей классических дисциплин. Раньше для преподавателей «теории корабля», «конструкции корпуса судов», «строительная механика корабля», «проектирование судов» готовили помощников из ассистентов. Сегодня ассистентов на кафедрах, выпускающих инженеров кораблестроителей, нет.
Не лучше обстоит дело и с преподаванием прикладных разделов судостроительного образования, таких как «технологии судостроения», «сварка корпусных конструкций», «современные CAD/САМ системы». Изложение современных знаний в данных научных областях штатными преподавателями кафедры требует прохождения ими регулярной практики. Однако сложившаяся система переподготовки преподавателей подобную практику обеспечить не в состоянии. Определенным выходом из создавшейся ситуации является привлечение к чтению данных разделов преподавателей совместителей, занимающихся данными вопросами в своей практической деятельности. Тем не менее, опыт автора показал, что это эффективно только в случае существования отлаженных учебных программ и пособий, определяющих объем и требования к изложению материала в соответствии с государственными образовательными стандартами и уровнем его развития современными решениями. Разрабатывать подобный методический материал совместители часто не способны.
Не меньшие проблемы сформировались и в подготовке научных кадров. Диссертации еще пишутся, но тематика в большинстве случаев обходит проблемы, решение которых актуально для совершенствования отечественного судостроительного производства и необходимо для накопления научных знаний.
В вузах причинами произошедших изменений стало разрушение необходимой экспериментальной базы. Кроме того, из-за низкого уровня заработной платы в вузах с каждым годом слабеет и практически не пополняется профессорский корпус потенциальных руководителей аспирантов. В НИИ количество соискателей ученых степеней снизилось за счет потери престижа ученого в обществе и отсутствия эффективных рычагов управления численностью специалистов с учеными степенями. В сложившихся условиях необходимость поиска путей совершенствования существующих подходов к выполнению научных разработок, подготовки инженерных и научных кадров, а также накопления и сопровождения научных знаний в области технологии судостроения стала более чем актуальной задачей.
Одним из возможных путей ее решения может стать объявленный курс на двухуровневую систему обучения «бакалавр-магистр». Бакалавр должен прийти на смену специалисту-инженеру. Научных сотрудников предполагается формировать на основе магистров.
Главной особенностью современного инженерного образования является раздельное изучение фундаментальных наук и специальных дисциплин. На первых двух курсах студенты изучают математику физику, химию, иностранный язык и т. п. Данные знания должны стать в последствие основой понимания содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин, изучаемых на последних трех курсах. Однако при таком варианте обучения студент не может чувствовать, какие именно знания и в каком объеме потребуются ему для овладения профессиональными дисциплинами, а преподаватели дисциплин фундаментального цикла не могут отдавать себе отчета в том, какой оптимальный объем материала необходим студентам той, или иной специализации.
Существующие программы подготовки бакалавров и магистров по направлению «Кораблестроение и океанотехника» позволяют оптимизировать объем изучаемых фундаментальных наук применительно к особенностям специализации и вести их изучение параллельно с освоением специальных дисциплин. Нужно только определиться «что», «когда» и «в каком объеме» вкладывать в голову бакалавру и магистру. Например, сегодня для любой деятельности бакалавра в судостроении необходимо знать высшую математику в объеме аналитической геометрии и дифференциального исчисления. Не обойдется он и без знаний, связанных с пространственным черчением; необходимо изучать физику и химию в объеме, требующемся для осмысленного восприятия большинства технологических процессов, связанных с гибкостью металла, изготовлением сварных конструкций, нанесением лакокрасочных покрытий, защитой от коррозии и др. Несомненна польза получения знаний, которые нужны для руководства людьми.
А вот осваивать, как инженер, теорию вероятностей, или изучать разделы, связанные с проведением экспериментальных работ, системным анализом или математическим моделированием бакалавру нет необходимости. Нет у бакалавра необходимости и в том объеме знаний, который сегодня получает инженер из области «строительной механики». Эти знания он может получать в случае, если захочет продолжать свое обучение в магистратуре.
В отличие от инженера, бакалавр должен уметь самостоятельно выполнять простейшие сварочные операции, пользоваться газорезательным оборудованием, в случаях необходимости выполнять разметочные операции и эскизирование деталей, а также оценивать эффективность тех, или иных технологий.
Реализовать такой принцип подготовки специалистов непросто. Во-первых, чтобы переставить акценты в изучении фундаментальных наук между бакалавриатом и магистратурой, необходимо полное понимание такой перестановки как преподавателями фундаментальных, так и специальных дисциплин.
Во-вторых, получение бакалаврами перечисленных практических навыков сегодня сложно реализовать только на основе использования существующей в высших учебных заведениях лабораторной базы, а также вследствие значительного сокращения числа квалифицированных преподавателей специальных дисциплин. Сегодня изменились принципы проведения производственной практики. Работающему специалисту не интересно отвлекаться на обучение студентов без дополнительного финансирования, а студент не заинтересован работать без оплаты своего труда только за «оценку». Необходимы новые приемы организации практических занятий.
Определенный опыт в этом направлении был получен в сотрудничестве кафедры судостроения СПГУВК с конструкторским бюро ЗАО «Петробалт» и с ОАО «Балтийский завод». Данные предприятия предоставляли студентам на летних каникулах и в период производственной практики рабочие места и платили им за работу деньги. Это позволяло получать реальные навыки работ в рамках определенной специализации практической деятельности.
Много вопросов есть и в области организации обучения в магистратуре. Магистр — это специалист, ориентированный на научно-исследовательскую деятельность. Опыт подготовки аспирантов показывает, что существующая система изучения ими иностранного языка и истории науки сводится к сдаче кандидатского минимума и не дает необходимых знаний для качественного выполнения собственно исследования.
Сегодня аспирант, работая над диссертацией, должен вспоминать, что он изучал в области численного анализа, теории вероятностей на первых курсах вуза. Поэтому лучше, если он эти знания будет получать еще в процессе обучения в магистратуре. Иностранный язык должен стать обязательным. Тогда те, кто потерял необходимые навыки, полученные на первых курсах, будут вынуждены либо самостоятельно, либо при консультативной помощи восстанавливать их. Изучение истории развития выбранного научного направления с философских позиций позволит дать магистру необходимый набор знаний для определения тенденций совершенствования выбранного направления и может заменить (даже лучше) знания, которые сегодня дает курс «история науки». Однако здесь необходимо учитывать, что данную дисциплину не должны (как правило) читать преподаватели университета. Магистр должен готовиться к достаточно узкому направлению научной деятельности, поэтому данный раздел знаний должны формировать у него конкретные специалисты.
Сегодня направлений магистерской подготовки для корабелов достаточно много. Однако проводить реальную подготовку следует только в тех направлениях, где для нее имеется исследовательская база в необходимом и современном объеме. В университете для магистров корабелов сегодня это может быть только опытовый бассейн. Другой вариант: объединение усилий университета и потенциального заказчика. По мнению автора, анализ последних прошедших лет показывает, что основными ориентирами в разворачивании деятельности магистерской подготовки могут стать предприятия, не потерявшие возможность производить продукцию, и, имеющие заказы. Их борьба за рынок позволяет им реально оценивать конкурентоспособность отечественного судостроения и определять первоочередные направления его совершенствования с учетом экономических критериев.
Формой организационного объединения усилий может стать опыт организации филиала кафедры судостроения на ОАО «Балтийский завод» в 2001 году. Основой его существования являлся договор между «Балтийским заводом» и СПГУВК. В рамках данного договора предприятие предоставляло кафедре судостроения университета не только возможность проведения практических занятий в своих цехах и отделах, но и выделяло необходимый аудиторный фонд в учебном центре, находящемся в непосредственной близости от завода. Это позволяло максимально эффективно доносить до студентов учебный материал по специальным дисциплинам, совмещая в рамках одного учебного дня лекционные и практические занятия, и значительно упрощало привлечение к учебному процессу специалистов завода.
Опыт работы филиала кафедры судостроения показал, что данная организация способна решать и многие вопросы, связанные с подготовкой магистров. В частности, если направления магистерской подготовки будут определяться по заказу предприятия, то это позволит решать часть вопросов развития производства силами кафедральной науки с использованием для исследовательской деятельности реальной производственной базы и обучающихся магистров. В результате предприятие получит решения актуальных для себя вопросов, университет начнет восстанавливать свой исследовательский потенциал, а судостроение — новую квалификацию специалиста исследователя — магистр.
ГлавCправ. 2012