05.06.2024
Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков выступил с докладом об основных изменениях в системе высшего образования в Совете Федерации. Обсуждение вопроса прошло в рамках «правительственного часа» 569-го пленарного заседания Совета Федерации.
Валерий Фальков напомнил, что пилотный проект, направленный на преобразование системы высшего образования, стартовал в мае 2023 года. В нем участвуют шесть университетов, которые разработали 173 новые образовательные программы. По ним обучается более 5 тыс. человек.
«Первое и, пожалуй, главное. Получаемое выпускником школы или колледжа высшее образование должно быть полноценным, то есть завершенным, целостным и достаточным с учетом запросов экономики. Иначе говоря, следует обеспечить подготовку специалиста за один такт, без необходимости доучивания в магистратуре. Это принципиально важный и главный момент планируемых преобразований», — сказал Министр.
В докладе Валерий Фальков отметил, что сроки обучения по образовательным программам могут и должны быть различными. В каждом конкретном случае срок обучения должен определяться лидерами отраслей совместно с вузами. Роль государства как регулятора будет решающей. Например, для подготовки специалистов индустрии гостеприимства, сервиса и туризма или педагогов дошкольного образования достаточно 4-летних программ. А в инженерно-технической и педагогической областях основными будут программы длительностью не менее пяти лет.
Особое внимание Министр уделил уходу от понятий «бакалавриата» и «специалитета». В пилотных программах уже нет этого разделения. Есть программы высшего образования с разными сроками обучения. Также Фальков отметил, что после завершения обучения выпускник получит диплом, где будет содержаться не обобщенная и часто непонятная работодателю степень «бакалавра», а конкретная квалификация — «горный инженер», «учитель математики», «молекулярный биолог», «инженер управления качеством».
Пилотный проект по обновлению системы высшего образования показал целесообразность выделения единого ядра в образовательных программах соответствующих областей. В качества примера Министр привел опыт Санкт-Петербургского горного университета, который включил в единое ядро своих пилотных программ 12 дисциплин, принципиально важных для получения инженерной профессии.
«Единое ядро создаст два важных эффекта для системы высшего образования в целом. Во-первых, позволит обеспечить общее образовательное пространство от Калининграда до Камчатки независимо от вуза, его ведомственного подчинения и других факторов. Во-вторых, создаст новые возможности для студенческой мобильности и быстрого формирования сетевых программ», — сказал Валерий Фальков.
За последние годы по запросу работодателей вузы открыли уже больше сотни сетевых программ. На них студенты региональных вузов получают возможность использовать ресурсы ведущих университетов страны для подготовки по актуальным для отраслей региона профессиям, например, в сфере судо- и авиастроения, пояснил глава Минобрнауки.
Валерий Фальков подчеркнул, что высшее образование должно удерживать баланс между фундаментальностью и применимостью знаний в условиях меняющихся задач на рынке труда.
Для этого наряду с фундаментальностью, которая обеспечивает выпускнику широкий кругозор и одновременно глубокие профессиональные знания, нужно обеспечить гибкость образовательных программ.
«У нас огромная страна, большое разнообразие региональных, отраслевых условий. Различаются требования работодателей к выпускникам, к их знаниям, умениям, навыкам. Поэтому нужно дать возможность вузам гибко настраивать свои программы, вводить на старших курсах различные специализации», — сказал Министр.
Такой опыт есть в совместной программе Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта (участника пилотного проекта) и Госкорпорации «Росатом», где студенты после 2 курса двигаются по трем разным траекториям: «химик-специалист по качеству», «инженер-химик» или «химик-исследователь». От этого зависит и срок обучения на образовательной программе: от 4-х до 6-ти лет.
Министр отметил, что в рамках пилотного проекта по обновлению системы высшего образования все университеты увеличили объем практической подготовки студентов.
«Это позволяет в том числе сократить период адаптации молодого специалиста на будущем рабочем месте. На этом сейчас особенно настаивают работодатели. Например, в пилотных программах Университета МИСИС объем практической подготовки вырос в 2–2,5 раза», — подчеркнул Министр.
Как отметил Министр, при обновлении системы высшего образования будет существенно скорректирован механизм установления контрольных цифр приема на бюджетные места. Уже с этого года основой для планирования и распределения таких мест будет единый прогноз кадровой потребности. Его будет ежегодно готовить Министерство труда и социальной защиты.
Валерий Фальков рассказал об изменениях в магистратуре и аспирантуре в рамках обновления системы высшего образования.
Магистратура перестанет быть обязательным «довеском» к бакалавриату, займет свое место в системе непрерывного образования как программа углубления и специализации на основе полученного практического опыта. Аспирантура сосредоточится на подготовке исследователей и преподавателей. «Ее цель — не диплом, а защита диссертации на соискание ученой степени», — отметил глава Минобрнауки России во время «правительственного часа» в Совете Федерации.
В своем докладе Валерий Фальков отметил, что система высшего образования тесно связана с гармоничным пространственным развитием страны.
«Актуальной проблемой для абсолютного большинства регионов является отъезд выпускников школ для получения высшего образования в крупные города. Развитие системы высшего образования — тот вопрос, который мы с вами обсуждаем, — конечно, должно учитывать этот вызов и помогать регионам создавать привлекательные условия для закрепления молодежи. И здесь важнейшая роль принадлежит вузам, которые должны обеспечить качественное высшее образование», — подчеркнул Министр.
В качестве примера Валерий Фальков привел специальный трек программы «Приоритет-2030» на Дальнем Востоке, который реализуется в регионе совместно с Минвостокразвития.
Среди первых результатов реализации программы в макрорегионе – замедление темпов образовательной миграции с территории Дальнего Востока. Если 2021 год — это почти 40%, то 2023 год — почти 35. Кроме того, дальневосточные школьники все больше выбирают университеты на территории макрорегиона. За 2023 год увеличилось на 3 тыс. число студентов в дальневосточных вузах — участниках программы «Приоритет-2030» по сравнению с предыдущими годами.
Глава Минобрнауки рассказал о признании российских дипломов за рубежом в рамках обновления системы высшего образования на пленарном заседании Совета Федерации.
«Не болонская система давала преференции российским дипломам. Признание российского образования за рубежом — это межправительственные соглашения, их у России сегодня 73, и это число увеличивается», — сказал глава Минобрнауки.
Министр добавил, что каждое межправсоглашение автоматически позволяет России признавать дипломы, ученые степени, ученые звания стран-партнеров и, соответственно, признавать российские дипломы в той стране, с которой заключено соглашение.
В целом же политика признания образования выстраивается на базе Международной стандартной классификации образования (МСКО), принятой ЮНЕСКО в 2011 году.
Этот документ позволяет соотнести между собой разные образовательные системы и будет служить надежной основой признания российского высшего образования даже в тех странах, с которыми соответствующее соглашение пока не заключено.
В заключении своего доклада Валерий Фальков отметил, что совершенствование системы высшего образования должно быть выверенным и последовательным.
«Важно все хорошо продумать и заручиться поддержкой абитуриентов, их родителей, студентов, преподавателей и сотрудников вузов, работодателей — всех тех, ради кого и чьими усилиями развивается система высшего образования. И здесь мы рассчитываем на плодотворную совместную работу с палатой регионов», — сказал Министр.
Источник: Минобрнауки РФ, 2024 г.