Москва

Раздел Среднее профессиональное образование в Москве

Статьи

10.11.2010

СПО становится привлекательным и инновационным

XXI век отличается большой динамичностью. Новые открытия, инновационные технологии, гонки изобретений… Как не потеряться во всем этом и найти свое место под солнцем? Прежде всего, нужно быть в курсе происходящих событий. А для тех, кто стоит перед вопросом «Куда пойти учиться?», особенно важно быть в курсе новостей в мире образования. Виктор Смирнов, директор Технического колледжа управления и коммерции, председатель Совета директоров ссузов Санкт-Петербурга и Лен.области помог ГлавСправу разобраться, что происходит в области СПО.

Виктор Смирнов

Зачем нужны инновации в СПО?

В период перехода экономики на инновационные технологии профессиональное образование тоже должно меняться. Для чего мы строим «Сколково» — центр инноваций, или «силиконовую долину» под Петербургом? Создав научный центр, мы начинаем разработки, которые нужно будет претворить в жизнь. Для этого необходимы новые высококвалифицированные инженерные кадры. Поэтому профессиональное образование сегодня должно менять свои подходы к обучению: нужно создавать не просто ссузы, а центры профессионального образования на базе инновационных колледжей, техникумов, вузов.

В высшем профессиональном образовании с этой целью создаются, например, федеральные, национально-исследовательские университеты. Их принципы и нужно взять за основу для построения системы среднего и начального профессионального образования. Инновационные центры НПО и СПО должны стать «прорывной» составляющей подготовки кадров для нужд инновационной экономики.

Диспропорция задерживает развитие инновационной экономики

Сейчас наступил такой момент, когда резко сокращается число абитуриентов — так называемая демографическая яма. При этом количество образовательных учреждений практически не меняется. К чему ведет такое несоответствие? Понижается качество подготовки, страдает материальная база, а значит, уровень теоретических и практических знаний снижается.

Как ликвидировать эту диспропорцию? Административными методами — нельзя. Её нужно трансформировать так, чтобы приносила пользу. Справиться с этим может интеграция. Уже сделаны кое-какие шаги в этом направлении: 22 средних специальных учебных заведения вошли в состав университетских комплексов. Высшая школа может помочь перестроиться среднему профессиональному образованию.

Михаил Осеевский, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

«Необходима оптимизация структуры профессиональной подготовки кадров для обеспечения экономики Санкт-Петербурга кадрами необходимой квалификации и снижения уровня структурного дисбаланса спроса и предложения по специалистам различной квалификации».

Инновационные центры СПО в Петербурге

В Петербурге при поддержке нацпроекта «Образование» создано шесть инновационных центров. На них и нужно опираться, строить фундамент системы СПО. Расскажу об этих объединениях подробнее.

Центр, специализирующийся на автомобилестроении, создан на базе Автотранспортного и электромеханического колледжа. Как в хорошем вузе, в нем только на дневной форме обучается около трех тысяч человек. В этом ссузе реализуются три ступени образования: начальная профессиональная подготовка, базовая и повышенная подготовка среднего профессионального уровня.

Есть в колледже и направление переподготовки и повышения квалификации. Автотранспортный и электромеханический колледж дает многоуровневое инновационное среднее профессиональное образование, он обладает хорошей материальной базой, поддержкой государства в лице правительства города — такой и должна быть инновационная площадка, на которой можно развивать весь автомобилестроительный кластер.

Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции — представляет собой сосредоточение самого большого количества специальностей оборонно-промышленного комплекса: микроэлектроника, радиотехнические специальности, машиностроение, оптика, программирование, автоматические системы управления.

Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга:

«Для эффективного развития профессионального образования нужен программный подход, чтобы не возникало «перепроизводства» кадров по отдельным профессиям. Необходимо ежегодно проводить мониторинг рынка труда, готовить больше специалистов для городского хозяйства, для социальной сферы».

Медико-технический колледж ФМБА занимается подготовкой по специальностям, связанным с обеспечением и обслуживанием оборудования. Ведь медицина теперь работает с уникальными сложнейшими приборами: это магниторезонансные томографы, ультразвуковые приборы, рентгеновское оборудование нового поколения, эндоскопы, сканирующая и просвечивающая электронная микроскопия для диагностики и многое другое. Все это оборудование нужно ремонтировать и обслуживать, содержать, помогать в работе врачу.

Большое значение для города имеет наличие квалифицированных специальностей тей для строительной индустрии.

Так, к примеру, направление «Городское хозяйство» базируется на основе Колледжа строительной индустрии и городского хозяйства, у которого в этом году появилось новое учебное здание с развитой инфраструктурой: cовременными лабораториями, кабинетами, бассейном, спортивными площадками и стадионами. В нем обучается около двух тысяч студентов. Этот центр позволяет готовить кадры для жилищно-коммунального хозяйства Санкт-Петербурга.

Такие центры должны создаваться и быть «маяками», помогать всему профессиональному образованию. На их базе могут обучаться и студенты других образовательных учреждений, потому что далеко не каждый ссуз может позволить себе ее усовершенствование.

Руководители СПО должны понимать, что если такая база создана при поддержке государства, не важно, — за счет федеральных денег, городских или отраслевых средств, — это должно объединять ссузы, крупные и мелкие. Среднее техническое образование должно работать на регион и готовить качественных специалистов для него.

Будущим абитуриентам

Когда молодой человек поступает в ссуз,то получает определенный объем знаний, с которыми может выполнять конкретную работу. Но будущие абитуриенты должны понимать, что знания невозможно получить сразу и на всю жизнь, их нужно постоянно пополнять. Это необходимо, чтобы продолжать как карьерный, так и образовательный рост.

Первой ступенькой этого пути может быть среднее профессиональное учебное заведение, которое дает возможность получить и сложную рабочую профессию, и специальность, и, самое главное, хорошие навыки для практической деятельности.

Высшее образование от него никогда не уйдет, и в дальнейшем молодой человек сможет обучаться в университете, параллельно работая по специальности.

Мы показываем и родителям, и абитуриентам, что одна из самых быстрых возможностей получить профессиональное образование и уверенно пойти надежным, испытанным путем, получив первые рабочие навыки, — это начать образовательную карьеру через систему СПО.


Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции

ГлавСправ. 2010

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011