07.06.2012
Работодатели и учебные заведения должны активнее сотрудничать, т.к. на данный момент они находятся «в обособленных мирах». Такое предложение выдвинул Александр Дмитриевич Попов, генеральный директор по экономике Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга 6 июня на заседании президиума Совета директоров ссузов Санкт-Петербурга и Лен. области.
Александр Дмитриевич выступил с докладом об участии работодателей в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования Санкт-Петербурга:
«В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация, при которой система образования может и готова выпускать востребованные кадры, а бизнес готов предоставлять достойные рабочие места и участвовать в кадровой политике. Но обе стороны действуют в своих обособленных мирах. Отсутствует системность в сфере подготовки кадров на рынке труда.
В Санкт-Петербурге мощная структура профобразования: 36 образовательных учреждений НПО, 80 СПО и 94 высших учебных заведения. В них обучаются более 500 тысяч петербуржцев и представителей других регионов. Реализуется Комплексная программа профобразования, а также программа «Наука, инновации, промышленность» и программы занятости.
|
Ряд крупных предприятий и организаций имеют учебные центры, продолжают поддерживать профильные образовательные учреждения, открывают и поддерживают совместо с вузами свои кафедры, направляют своих работников в систему профобразования по целевому договору либо на курсы повышения квалификации и дополнительное образование. Установлено, что 17 предприятий ежегодно тратят на профобразование, подготовку и переподготовку кадров более 93 млн. рублей.
Мониторинг Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) показал, что более 60% опрошенных компаний испытывают недостаток специалистов с высшим техническим образованием и рабочих со средним профессиональным образованием, 40-50 % видят проблему с обеспечением специалистами со средним техническим образованием и рабочими с начальным профессиональным образованием; и в то же время нет проблем с набором неквалифицированных рабочих и работников сферы обслуживания.
Отличный ресурсный центр получился на базе Лицея № 130 во многом благодаря усилиям директора Воронько Г.И., которая смогла сплотить вокруг учебного заведения работодателей из сферы электроники. Вместе им удалось разработать ряд стандартов, которые сейчас проходят экспертизу в Москве.
Учебные центры на промышленных предприятиях тоже активно работают в плане подготовки и переподготовки своих кадров. Ежегодно на это затрачивается 2-5 млн. рублей.
По недавно проведенному мониторингу, порядка 17 предприятий затрачивают на подготовку и переподготовку кадров в центрах в общей сумме 97 млн. рублей. И хотелось бы, чтобы образовательные учреждения активнее показывали свою конкурентоспособность и «перебивали» бы, как на аукционе, своими возможностями и тарифами эти учебные центры.
Работа проводится огромная. Тем не менее, промышленные компании испытывают недостаток в специалистах с высшим техническим образованием и рабочих со средним профессиональным образованием. От 40 до 50% работодателей признают проблемы с обеспечением специалистами со средним техническим образованием и рабочими с начальным профессиональным образованием. В то же время нет проблем с набором квалифицированных работников и рабочих в сфере обслуживания.
|
Почему же это все происходит?
Первое и самое главное, на мой взгляд: учебные заведения спрашивают промышленность: «скажите нам, кого готовить?», то есть нет внятного заказа на необходимых производству специалистов. С другой стороны, образовательные учреждения тоже не торопятся узнавать потребности работодателей. Требования работодателей к качеству подготовки обучаемых сегодня изучают только отдельные образовательные учреждения. У остальных на этот счет есть объяснение: мы готовим специалистов для всех, а вы, работодатели, доделывайте сами наш продукт.
Второй момент: комплексная программа предусматривает работу, по меньшей мере, четырех комитетов, которые занимаются кадровой подготовкой, переподготовкой. Но вместе это все, к сожалению, не связано: финансирование несколько рассредоточено, задачи по среднему образованию дублируются для разных исполнителей.
Нужно находить точки соприкосновения между исполнителями комплексной программы и координировать совместную работу. Ведомственный координационный Совет по кадрам скоро начнет вновь функционировать после длительного перерыва, и мы на него возлагаем большие надежды. Надеемся, он будет поднимать необходимые вопросы и со стороны работодателей, и со стороны образования.
Третий аспект — информированность. Многие просто не знают о тех программах, в которых можно поучаствовать с большим процентом компенсации затрат государством. В таких программах подготовки кадров могут участвовать и работодатели и учебные заведения.
Проблема состоит в том, что нет комплексного ресурса, где работодатель мог бы найти, где можно обучить или переобучить какого-то специалиста и сразу сделать заявку, ресурса, работающего по принципу «единого окна».
Стимулирование образовательных учреждений и работодателей к взаимодействию необходимо развивать. На сегодняшний день, чтобы получить необходимые кадры, бизнесмену приходится выделять средства на их подготовку и переподготовку из прибыли предприятия. Работодатели перечисляют налоги и считают, что вправе ожидать удовлетворения своих потребностей в кадрах, они не заинтересованы в дополнительном участии в учебном процессе. Налоговая система, тарифная политика уже выжали все соки из работодателей, и им проще ждать готовые кадры с ярмарки вакансий, чем соучаствовать в разработке образовательных программ, организации стажировок, направлять своих специалистов в образовательные учреждения, участвовать в попечительских советах, затрачивать силы и средства на развитие материальных баз профильных ОУ.
|
Поэтому многие предприниматели устраняются от этих вопросов. Работодатели считают, что раз налоги перечислены, значит, им автоматически обязаны дать те кадры, которые необходимы.
Правда, по опросам учебных заведений, промышленные предприятия, к которым обращаются, не отказываются подумать, как сделать так, чтобы образовательные учреждения активнее шли к работодателям.
Представляется правильным, наравне с социально–экономическим планированием развития регионов, формировать программы кадровой политики. В них бы учитывалась востребованность выпускников учреждений профобразования в соответствии с направлениями развития экономики, долгосрочное прогнозирование потребностей экономики регионов в кадрах, разработка методического и программного обеспечения процессов прогнозирования рынка труда и профобразования. Также видится целесообразным сосредоточение управления кадровой политикой в одном региональном исполнительном органе (комитете), организация электронного оформления документов для субсидирования и софинансирования образовательных и практических программ подготовки кадров по принципу «единого окна».
Необходимым на современном этапе является привлечение ученых и специалистов к анализу требований работодателей к качеству подготовки выпускаемых специалистов; разработке профессиональных стандартов, рамок квалификаций, стандартов и программ профобразования; к проведению исследований качества образования, основанных на результатах мониторингов трудоустройства выпускников по полученной в образовательном учреждении профессии».
В своем докладе Александр Дмитриевич подчеркнул, что задача и образовательных учреждений, и бизнеса — повысить престиж рабочих и инженерно-технических профессий. В первую очередь, будут полезны профориентационные мероприятия для школьников: специализированные выставки, экскурсии и пр. Важную роль в этом направлении играет и информирование в средствах массовой информации.
Читайте по теме: Заседание Совета директоров ссузов Санкт-Петербурга |
ГлавCправ. 2012