01.06.2012
Вчера, 31 мая в пресс-центре ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция «Профессиональное образование: стереотипы и реальность». Первые лица города обсудили состояние системы НПО и СПО, озвучили статистические данные по состоянию рынка труда Петербурга и наметили главные пути развития профессионального образования.
Среди главных докладчиков выступила новый председатель Комитета по образованию Санкт-Петербурга Наталья Владимировна Третьяк. Она прокомментировала грядущие изменения в образовательной структуре города, согласно которым будут ликвидированы все начальные профессиональные учреждения.
«Система начального профессионального образования представлена 36 УЗ, из которых треть — это лицеи, реализующие более высокий уровень профессионального образования. В этом контексте возникает вопрос, а как Санкт-Петербург относится к инновации, предусмотренной в законе об образовании, об изменении уровней профессионального образования, изъятия из этих уровней уровня начального профессионального образования?
Закон об образовании будет внесен в Государственную думу в июне 2012 года, и есть большая вероятность, что к началу учебного года он будет принят. Безусловно, вопрос начального проф. образования вызвал массу вопросов и обсуждений. Профессиональное образовательное сообщество Санкт-Петербурга полагает, что это достаточно обдуманный, взвешенный и давно назревший шаг. Давайте подумаем, какие требования сейчас предъявляются к рабочему.
Рабочий — это уже не человек в грязной спецовке. Сейчас это специалист, к которому предъявляются очень высокие требования с точки зрения компьютерной грамотности, знание основ психологии, производства. Он должен обладать большим набором высоких профессиональных компетенций. И система образования не могла не отреагировать на новые потребности экономики. Наши образовательные программы изменились. В их структуру стали включатся предметы, которые позволят получить необходимые для работодателя компетенции.
Мы можем с уверенностью сказать, что реальной границы между начальным профессиональным и средним профессиональным образованием стерлись. Мы готовы к этому шагу.
Эти программы могут реализовываться в организациях профессионального образования, которым могут относиться и наши профессиональные лицеи (сеть которых уже сформирована в Петербурге), и профессиональные колледжи, и даже учреждения высшего образования. Поэтому в целом, оценивая предложенные инновации, можно сказать: они позитивны, и Санкт-Петербург к ним готов.
Престижность профессионального образования в Санкт-Петербурге каждый год увеличивается, растет его качество. Об этом свидетельствует то, что каждый год количество поступающих на программы начального профессионального образования в наши профессиональные лицеи увеличивается на 10-11 %, и это мы наблюдаем на фоне падения общего количества выпускников. Многие вузы испытывают серьезные проблемы в комплектовании своих студентов. Профессиональное образование Санкт-Петербурга не испытывает такой проблемы. Мы ежегодно перевыполняем контрольные цифры приема, которые устанавливаем для наших подведомственных учреждений. Напомню, что начальное профессиональное образование является общедоступным, и мы должны удовлетворить потребность любого гражданина в получении этого образования, если он ее изъявит.
Городом очень много сделано для усиления материальной базы учреждений профессионального образования. Проведены капитальные ремонты, закуплено оборудование. Зачастую перечень оборудования, которое закупалось, согласовывался с потребителями рабочих кадров — работодателями. Созданы 16 ресурсных центров, которые позволяют на своей базе сконцентрировать материальные и кадровые ресурсы. Проводить обучение и переобучение преподавательского состава и работников профессиональной сфере. Можно говорить о высоком качестве начального и среднего профессионального образования в Санкт-Петербурге. Это не только наша внутренняя оценка, но это качество получило высокую оценку на уровне Российской Федерации, потому что многие наши учреждения профессионального образования стали победителями национальных конкурсов.
Справка
Всего в этих учреждениях по программам начального профессионального образования проходят обучение 18 826 человек и по программам среднего профессионального образования — 20 400 человек (из них 14 200 на бюджетных местах очной формы обучения).
Профессиональное образование ведется по 137 специальностям среднего профессионального образования, 92 профессиям начального профессионального образования.
ГлавCправ. 2012