Москва

Раздел Среднее профессиональное образование в Москве

Статьи

01.03.2012

Кластерный подход к подготовке кадров в системе СПО

«ГлавСправ» запускает цикл статей, в которых расскажет о направлениях и перспективах кластерного принципа подготовки кадров. Давайте разберемся, что же кроется за понятием «кластер» и каким образом в Петербурге будет реализована эта идея?

Кластеры и конкурентная экономика

Развитие экономических кластеров и связанная с этим модернизация профессионального образования — тема как никогда актуальная. Идея системы кластеров принадлежит американскому ученому Майклу Портеру. Гарвардский профессор в конце 20 века выдвинул теорию о связи международной конкурентоспособности страны и ее внутренней конкуренции в постиндустриальной экономике. Согласно его исследованиям, для наиболее эффективного развития государству необходимо разделить экономику на отдельные сегменты — кластеры, внутри которых и будет поддерживаться необходимый уровень конкуренции.

Итак, кластер в экономике — это объединение бизнес-структур, научных и образовательных организаций для совместного развития какой-либо отрасли экономики в пределах одного региона. При этом большая роль отводится профессиональному образованию: учреждениям среднего и высшего профессионального образования, соответствию их работы нуждам производственной и социальной сферы экономики.

Именно такой подход был принят правительством России после того, как в 2006 году Майкл Портер провел исследования конкурентоспособности нашей экономики. Как следствие, в 2011 году премьер-министр В.Путин официально объявил о кластерном принципе подготовки кадров, в частности, в Петербурге.

    Преимущества кластерного развития:
  • обеспечение организационного контроля на всех этапах развития кластера;
  • ускорение сроков реализации инвестиционных проектов, экономия начальных затрат участников кластера;
  • уменьшение инвестиционных рисков для участников кластера;
  • повышение эффективности затрат на стимулирование комплексных проектов со стороны бюджета Санкт-Петербурга;
  • ротация высококвалифицированного персонала, возможность системного решения вопросов подготовки, переподготовки, привлечения персонала;
  • увеличение масштабов производства и организации научного сопровождения деятельности предприятий;
  • повышение инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга и увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Старт кластерной политики в Петербурге

Как преодолеть дефицит квалифицированных рабочих, технологов и технических специалистов в промышленности? Сможет ли кластерный принцип обеспечить хорошее трудоустройство студентов? Именно это стало главной темой совещания «О подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных в экономике» в Политехническом колледже городского хозяйства 23 декабря 2011 года.

В совещании принимали участие первые лица государства и правительства Петербурга: Путин Владимир Владимирович, председатель Правительства РФ, Фурсенко Андрей Александрович, министр образования РФ, Полтавченко Георгий Сергеевич, губернатор Санкт-Петербурга, а также представители высших и средних профессиональных учебных заведений. Участники обсуждали соответствие структуры и качества подготовки рабочих кадров новым требованиям рынка труда.

    По итогам встречи Председателем Правительства РФ В.Путиным был сформулирован перечень поручений, которые призвали:
  1. ускорить разработку и внедрение профессиональных стандартов, выработку важнейших ориентиров для учебных заведений. Это должно ответить на вопрос, каких специалистов, с какими знаниями и навыками эти учебные заведения должны готовить;
  2. создать национальную систему сертификации специалистов для приоритетных отраслей экономики. Профессиональный сертификат должен служить гарантией востребованности на рынке труда, достойного уровня заработной платы, подтверждать высокую квалификацию конкретного человека;
  3. создать стимулы для бизнеса инвестировать в подготовку кадров, в развитие системы профессионального образования;
  4. оказывать за счёт федеральной поддержки, привлечения средств бизнеса содействие развитию начального и среднего образования. Субъекты Федерации должны значительно повысить внимание к этой теме, и не только потому, что она относится к региональной компетенции.
  5. сделать так, чтобы молодёжь видела те перспективы, которые открывает профессиональное образование, возможности, которые создают новая экономика, развитие технологий, как меняется само содержание профессий.

В.Путин особо подчеркнул, что поддерживать систему профобразования на высоком уровне — в интересах самих регионов, т.к. это должно стать базовым условием для их социально-экономического развития и конкурентоспособности.

Первым шагом в этом направлении станет совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающее создание отраслевых кластеров на базе предприятий и профильных образовательных учреждений. Также планируется в срок до 1 мая подготовить предложения по системе общественно-профессиональной экспертизы образовательных программ для подготовки квалифицированных рабочих и специалистов для реального сектора экономики, созданию сети независимых центров оценки и сертификации квалификации

Региональный аспект

В Петербурге среди приоритетных кластеров можно назвать, прежде всего, машиностроение, радиоэлектронику, фармацевтику и строительство. Эти и другие направления сейчас признаны наиболее важными для инновационного развития нашего города и требуют принципиально нового подхода к подготовке высококвалифицированных кадров.

Нелегкая задача по подготовке кадров для экономики города в свете новой кластерной политики легла на плечи системы СПО. Как подчеркнул В.Путин на совещании 23 декабря, здесь заложены большие перспективы. Но, конечно, потребуется серьезная поддержка как со стороны правительства, так и со стороны будущих работодателей: промышленников и предпринимателей. Кроме обещанной финансовой помощи, для студентов профессиональных лицеев, техникумов и колледжей должны быть организованы аттестации, разработаны особые учебные стандарты, производственные практики и многое другое. Иначе на выходе из ссуза работодатель получит «полуфабрикат», а не квалифицированного специалиста.

Позицию ссузов по этому вопросу в беседе с корреспондентом «ГлавСправ» определил Виктор Павлович Смирнов, директор Санкт-Петербургского технического колледжа управления и коммерции, председатель Совета директоров ссузов Санкт-Петербурга и Лен. области: «Если выпускник плохо подготовлен теоретически, то вина автоматически ложится на учебное заведение. Если же он плохо подготовлен практически, то ответственность распределяется и на учебное заведение, и на то производственное предприятие, где он проходил практику». Правительство полагает, что предприятия реального сектора экономики должны взять на себя часть обязательств по подготовке будущих выпускников учреждений СПО, ответственность за их трудоустройство. Это включает в себя работу по формированию заказа на специалистов и адаптацию образовательных программ для нужд своего производства.

    По предварительным данным, для Санкт-Петербурга определены следующие приоритетные кластеры:
  1. Автомобильный,
  2. Фармацевтической и медицинской промышленности,
  3. Судостроительный,
  4. Радиологический (протонная медицина),
  5. Радиоэлектроники,
  6. Энергомашиностроения и и интеллектуальных энергетических систем,
  7. Информационных технологий (ИТ-кластер),
  8. Городского хозяйства.

Профориентация по-новому

Система профориентации претерпевает некоторые изменения, следуя за течением времени и экономическими преобразованиями страны. Если недавно, выбирая профессиональный путь, выпускник должен был ответить на вопрос «Куда пойти учиться?», то теперь акценты смещаются в сторону «Где потом работать?»

Кластеры создаются по наиболее перспективным направлениям экономики, тем, что сегодня наиболее востребованы в экономике города Санкт-Петербурга, поэтому в них вероятны наиболее серьезные, экономически обоснованные социальные гарантии.

И в этом плане совершенно необходимо участие работодателей в организации процесса профессионального образования, что возможно при участии производственников в разработке учебных стандартов, формировании перечня квалификационных навыков и прочих требований к выпускнику ссуза, участие в Государственной итоговой аттестации студентов, организации практики и многом другом.

Подводя итог, можно сказать: кластерный подход к профессиональному образованию — это совмещение потребностей производства и образовательных программ. Производственными ассоциациями будет формироваться заказ для подготовки высококвалифицированных специалистов в средних профессиональных учебных заведениях и на факультетах СПО в вузах Петербурга.

О том, как принципы кластерной подготовки кадров будут реализованы на практике, читайте в следующих статьях информационного портала «ГлавСправ».


ГлавCправ. 2012

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011