Москва

Раздел Среднее профессиональное образование в Москве

Статьи

24.01.2011

Профессиональное образование в Петербурге: перспективы и прогнозы

Интересное социологическое исследование было проведено группой Елены Шмелевой, начальника отдела науки и инноватики СПбГУ, и представлено как доклад на международной конференции «Профессиональное образование в России: проблемы и перспективы».

Используя разрешение Елены Владимировны опубликовать часть материалов доклада, я предлагаю нашим читателям ознакомиться с объективной научной оценкой состояния СПО в Петербурге. Это позволит понять возможные, весьма прогрессивные, перспективы профессионального образования в стране в целом и в регионе в частности. Также это окажет посильное влияние на выбор образовательной траектории молодых людей, если вы — преподаватель или родитель, либо сделать правильный перспективный выбор профессии, если вы — абитуриент.

Елена Загальская.

«Реформы в образовании в большой степени затрагивают положение дел с профессиональным образованием. Кризис профессионального образования, так или иначе, определяется состоянием дел в отечественной экономике и промышленности», — говорит Елена Шмелева.

В этой работе было исследовано 200 крупных и средних предприятий промышленности Санкт-Петербурга в таком соотношении:

График 1.

В ходе исследования необходимо было выяснить, какие административные барьеры препятствуют функционированию и развитию петербургских предприятий.

График 2.

Прим.: Объединены варианты ответов «Является значительной проблемой», «Является очень значительной проблемой», «Ставит под угрозу существование бизнеса».

«Цифры говорят, что самой большой проблемой сегодня является необходимость поиска квалифицированного работника, — считает Елена Шмелева. — Это проблема для 93% крупных и для 80% средних предприятий является «очень значительной» и даже «ставит под угрозу существование бизнеса».

Образовательный потенциал как рыночное преимущество

Уровень квалификации — одно из самых значимых конкурентных преимуществ любого предприятия. Фактором, определяющими эффективность функционирования и развития промышленных предприятий, является система подготовки и повышения квалификации кадров

В эпоху экономики знаний возникает новая стратегия в политике управления персоналом: стратегия непрерывного обучения сотрудников, связанная с постоянным накоплением и интенсивным использованием корпоративного опыта, а в целом — образовательного потенциала.

    В этой связи очень важны исследования по проблемам развития профессионального образования, использующие систему сбора, анализа, обобщения, представления данных по экономике профессионального образования, которые дают ответы на целый ряд вопросов:
  • мотивация и поведение потребителей и производителей образовательных услуг;
  • формирование финансовых потоков в сфере образования;
  • оценка рынком труда ситуации в сфере профессионального образования что, в итоге, позволяет выработать интегральный подход к оптимизации взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг.

Главная задача — свести воедино три компонента системы: спрос на образовательные услуги, предложение образовательных услуг, потребности рынка труда.

Система профессионального образования: исследовать и улучшить

«Выявление доступности образовательных программ профессионального образования и степени их соответствия перспективам экономического развития региона — вот задача наших исследований и обобщений», — пишет Елена Шмелева.

    Доступность образовательных программ СПО может быть определена по следующим критериям:
  • критерий социальной доступности (реальная доступность профессионального образования для молодежи из разных социальных групп);
  • критерий территориальной доступности для учащихся/студентов учреждений профессионального образования, реализующих программы СПО, и взрослых, проходящих курсы повышения квалификации по направлению территориальных служб занятости, предприятий/организаций или за собственный счет;
  • критерий доступности образовательных программ СПО для молодежи и взрослых людей с ограниченными возможностями здоровья.
    Соответствие образовательных программ СПО перспективным потребностям регионального рынка труда оценивается по двум основным критериям:
  • критерий количественного соответствия профессионально-отраслевой структуре развивающейся экономики региона объемов подготовки рабочих в системе СПО в разрезе профессий;
  • критерий качественного соответствия результатов профессиональной подготовки (в профессионально-квалификационном разрезе) требованиям рабочих мест в экономике региона.

Модель «Профессиональное образование как открытая система»

Наиболее возможной для России моделью регулирования этих процессов является модель стран с типично рыночной экономикой (Великобритания, Голландия и др.). Она предполагает рыночные механизмы регулирования кадрового спроса и предложения. В рамках этой модели профессиональное образование рассматривается как саморегулируемая система, способная к оперативной адаптации к рыночному спросу.

В ряде стран принята концепция широкопрофильной подготовки специалистов, соответствующая большому количеству рабочих мест в экономике страны, а не подготовка «под конкретное рабочее место». При этом ориентация системы профессионального образования осуществляется на индивидуальный спрос (личность как заказчик образования).

При оценке эффективности деятельности системы профессионального образования, главными определяющими факторами становятся ее способность к адаптации, ориентация на заказчика, гибкость — то есть модель «образование как открытая система».

Система СПО должна быть адаптивна

    Адаптивность региональной системы СПО — это ее способность меняться в соответствии с конъюнктурой рынка труда. Адаптационный потенциал систем профессионального образования определяется следующими факторами:
  • наличием инфраструктуры рыночного типа, которая обеспечивает целевую ориентацию системы СПО на территориальные рынка труда;
  • гибкостью региональной системы СПО — такой ее характеристикой, которая позволяет реализовывать различные «образовательные маршруты» и профессиональные специализации в процессе профессионализации учащихся;
  • мобильностью региональной системы СПО, которая определяет способность системы оперативно перестраиваться в соответствии с запросами рынка труда.
  • Ориентирование основных образовательных программ СПО на развитие личностных ресурсов адаптации выпускников системы СПО на рынке труда (спецкурсы по эффективному поведению на рынке труда, развитию ключевых компетенций студентов, формированию способности к открытию собственного дела, получение учащимися/студентами в процессе обучения дополнительных профессиональных компетенций, смежных (страхующих) профессий и т. д.;
  • участием работодателей региона в постановке целей, реализации образовательных программ и оценке образовательных результатов системы СПО.

Прим. ред.: Все описанные выше запросы к системе профессионального образования могут быть определены административным решением, если будут введены в новый закон об образовании.

И когда система профессионального образования станет адаптивной в существующем экономическом состоянии России, гибкой для рынка, универсальной для студентов и выпускников, тогда у предприятий станет меньше проблем с эффективностью производства и конкурентоспособностью продукции на мировом рынке.


ГлавCправ. 2011

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011