Москва

Раздел Среднее профессиональное образование в Москве

Статьи

08.12.2010

Технологические платформы: образование взаимодействует с промышленностью

Технологические платформы — механизмы управления технологическим развитием в масштабах региона — обсуждались на IX Всероссийской научно-практической конференции «Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона», которая проводилась с 26 по 27 октября под эгидой Министерства образования и науки РФ.

Кутузов Владимир Михайлович

Участникам конференции было предложено приступить к совместной разработке концепции технологических платформ инновационного преобразования региональной экономики госпредприятиям и учреждениям образования и науки.

Активное участие в обсуждении приняли представители Министерства образования и науки РФ, Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им В.И. Ульянова (Ленина) и ОАО «Интелтех».

По задумке разработчиков, технологические платформы станут коммуникационной площадкой для взаимодействия промышленности, бизнеса и профессионального образования.

С докладом на конференции выступил Кутузов Владимир Михайлович, ректор Санкт-Петербургского электротехнического университета им. Ульянова (Ленина). Он отметил: «Среди основных звеньев технологической платформы — учреждения профессионального образования. Специально не указываю, высшего или среднего, потому что все уровни профессионального образования важны для развития технологических платформ».

Взаимодействие вузов и промышленных предприятий.

Меры Правительства РФ для взаимодействия вузов и предприятий промышленности на федеральном уровне:

  1. Постановление о поддержке программ инновационного развития или инновационных образовательных программ в вузах.
  2. Постановление, о запуске федеральной целевой программы развития инфраструктуры наноиндустрии в РФ. Активная часть этой программы началась с 2008 года, поэтому 2008 — стартовый год для наноиндустрии.
  3. В 2009 году на основании постановления Правительства № 550 состоялись два этапа конкурсного отбора университетов, в отношении которых устанавливается категория «Национальный исследовательский университет».

    В 2010 году принято три постановления Правительства РФ по поддержке взаимодействия промышленности и науки:

  1. Постановление № 218: поддержка кооперации российских вузов и организаций, реализующих комплексные проекты в создании высокотехнологического производства. Проект рассчитан на три года, объем финансирования — 19 млрд. руб. Субсидии, которые выделяются предприятиям государством, могут достигать 300 млн. руб. на 3 года для финансирования НИР и ОКР, выполняемыми совместно предприятиями и вузами. При этом предприятия должны вложить в проект своей технической модернизации не менее 100% от размеров субсидии.

    Субсидии выделяются и передаются предприятием вузу в соответствии с договором на НИР и ОКР, при этом предприятие, выделяя деньги, кровно заинтересовано в хороших результатах, которые помогут обновить либо технологическую базу предприятия, либо обновить выпускаемую номенклатуру продукции, повысить ее конкурентоспособность.

  2. Постановление № 219: государственная поддержка и развитие инновационной инфраструктуры федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Проекты сроком до 3 лет в объеме до 50 млн. руб. в год. Несколько вузов Санкт-Петербурга оказались наиболее активными и вошли в число победителей.

  3. Постановление № 220: о мерах привлечения ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования.

Эти постановления — то, что позволяет вузу сегодня решать проблемы, связанные с взаимодействием с промышленно-экономическим комплексом в своих регионах, в отраслях, профильных для вузов, в деле подготовки кадров, повышении квалификации сотрудников с одной стороны и проведении научно-исследовательских работ и инновационных разработок с другой.

Если говорить о количественных параметрах, то за 2006-2008 гг. 57 вузов Российской федерации получили поддержку на сумму 30 млрд. руб., из которых более 70% средств пошли на укрепление материально-технической базы. Это серьезные средства для высшего профессионального образования. Кроме вузов в национальном проекте «Образование» участвуют также и средние специальные учебные заведения, и они также получили средства на укрепление своей материально-технической базы.

Национально-исследовательские университеты

В ряду мер национальной поддержки на федеральном уровне также стоят конкурсы национальных исследовательских университетов. Такие программы развития разрабатываются сроком до 5 лет, объем государственной поддержки составляет около 30 млрд. руб.

    Основными направлениями развития являются:
  • Кадровое и научное обеспечение запросов высокотехнологичного сектора российской экономики;
  • Развитие материально-технической базы науки и образования;
  • Новая институциональная форма организации научной и образовательной деятельности.
Национальные исследовательские и федеральные университеты
    Этапы проекта:
  1. 2009-2018 (12 вузов)
  2. 2010-2019 (15 вузов)
    Участники программы в Петербурге:
  • Санкт-Петербургский государственный университет (федеральный университет)
  • Санкт-Петербургский государственный горный университет
  • Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
  • Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики
  • Академический физико-технологический университет РАН

Среди победителей числятся 5 вузов Санкт-Петербурга. Данные петербургские вузы существенно укрепились за прошедшее время, улучшили свою материально-техническую базу и повысили квалификацию преподавателей, что позволило значительно увеличить объемы научно-исследовательских работ и повысить качество подготовки практико-ориентированных специалистов.

НИР, ОКР и наноиндустрия

На конференции «Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона» Владимир Кутузов также отметил, что необходимо сформировать исследовательские программы совместно с вузами и ссузами. Это программы НИР (научно исследовательских работ) и ОКР (опытно-конструкторских или опытно-технологических работ). Особое внимание в связи с этим уделяется подготовке кадров. Планируется разработать программы подготовки и повышения квалификации специалистов, которые будут реализовываться совместно, на базе тех высших учебных и средних учебных заведений.

Участники конференции также обсуждали работу федеральной целевой программы «Инфраструктура — наноиндустрия». В рамках этой программы были созданы научно-образовательные центры на базе ведущих вузов, по проектам на конкурсной основе выделены средства в количестве 130 млн. рублей, которые полностью, до копейки, должны были быть потрачены на покупку нового технологического, метрологического или научного оборудования.

Инновационные образовательные программы (ИОП) Национальные исследовательские университеты (НИУ) Научно-образовательные центры (НОЦ) Проекты по постановлению
№ 218
Проекты по постановлению
№ 219
СПбГУ, СПбГПУ (Политехнический), СПбГГУ (Горный), ИТМО, СПбГЭУ (ЛЭТИ) СПбГПУ (Политехнический), СПбГГУ (Горный), ИТМО, Академический физико-технологический университет РАН СПбГУ, СПбГПУ (Политехнический), СПбГГУ (Горный), ИТМО, СПбГЭУ (ЛЭТИ) СПбГУ, СПбГПУ (Политехнический), ИТМО, СПбГЭУ (ЛЭТИ), ПГУПС, СПбГУАП, СПбМТУ (Морской) СПбГУ, СПбГПУ (Политехнический), Академический физико-технологический университет РАН, СПбГЭУ (ЛЭТИ)

Привлечение ведущих ученых в вузы

Одна из важных дискуссий на конференции «Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона» касалась привлечения ученых в высшие учебные заведения Петербурга. Такое решение предусмотрено постановлением Правительства РФ № 220. В течение 3 лет предусматривается финансирование в общем размере 12 млрд. руб. Средства предоставляются в виде грантов в размере до 150 млн. руб. на проведение научных исследований, по сути, на создание новых лабораторий, оснащенных новейшим оборудованием для проведения научных исследований.

По проекту в качестве руководителей привлекаются преимущественно иностранные ученые, хотя допускается и участие российских ученых, в том числе из других городов, занимающие соответствующие известные позиции в своих областях наук.

Проекты реализуются на базе вузов, которые обязуются создать условия для проведения исследований (не менее 4 мес. в году в стенах вуза-победителя). Конкурс по этому постановлению продолжается. По словам ректора ЛЭТИ Владимира Кутузова, вузам Санкт-Петербурга здесь открываются очень хорошие перспективы, и число победителей будет соответствовать потенциалу высшей школы Петербурга.

Технологические платформы

Самое важное в программах по развитию технологических платформ, по мнению Владимира Кутузова, — это специальный раздел, посвященный взаимодействию корпораций или концернов с образовательными учреждениями. Без него правительственная комиссия не будет принимать и утверждать программы пятилетнего развития и технологической модернизации госкорпораций. Компании необходимо выбрать опорные вузы и ссузы, определить предметные области, направление и объемы работ.

Владимир Михайлович сообщил собравшимся на конференции, что постановление, касающееся промышленных предприятий, было утверждено 3 августа 2010 на правительственной комиссии.

В нем был утвержден перечень акционерных обществ и компаний с государственным участием, разработана программа инновационного развития и технологической модернизации акционерных обществ и корпораций.

    В перечень попали следующие государственные корпорации:
  • Ростехнология,
  • Росэлектроника,
  • Судостроительная корпорация,
  • Росатом,
  • Энергетические компании бывшего РАО ЕЭС,
  • ОАО Газпром,
  • и др. компании, в т.ч. те, что находятся на территории Санкт-Петербурга.

Всем корпорациям с государственным участием предписано принять участие в формировании технологических платформ федерального уровня.

По словам ректора ЛЭТИ Владимира Кутузова, это новый шаг во взаимодействии вузов и предприятий.


Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»

ГлавСправ. 2010

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011