Москва

Раздел Среднее профессиональное образование в Москве

Статьи

09.12.2010

Инновационное развитие в системе СПО

Настало время пересмотреть статус профессионального образования, чтобы оно стало престижным в сфере инновационной перестройки экономики России. И для этого у системы СПО есть все предпосылки. Так считает председатель Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга Андрей Станиславович Максимов. На конференции «Профессиональное образование в России: проблемы и перспективы» он выступил с докладом о состоянии системы СПО в Петербурге.

В Санкт-Петербурге выполняется утвержденная правительством программа, которая позволяет не только сохранить систему СПО, но также ставить координационные задачи и двигаться вперед.

У нас 86 учреждений СПО, часть которых созданы Министерством образования и науки и другими федеральными органами власти. За последние годы удалось создать более 25 учебных комплексов, которые вертикально интегрировали учреждения системы СПО и высшего профессионального образования. Так повысился престиж учебных заведений, что заинтересовало работодателей, и между тремя этими составляющими сложились хорошие отношения.

Выпуск специалистов в 2010 году по системе СПО в Петербурге составил более 18 000 человек. Специалисты готовятся достаточно эффективно, что и подтверждается при трудоустройстве на предприятие.

    Структура подготовки специалистов в системе СПО Санкт-Петербурга за 2010 г.:
  • Технические специальности: около 40%
  • Экономические специальности: 10-25%
  • Сфера обслуживания: с 4% до 16 %
  • Здравоохранение: с 10 до 15%

Важный момент: более 62% выпускников системы СПО Петербурга идут работать на предприятия, в вузы поступает 24%, меньше 5% — не трудоустроены в течение полугода.

В последние два года конкурс в учреждениях СПО в среднем составлял 2 человека на место. По специальностям, которые связаны с автотранспортом, в том числе с ремонтом автотранспортного оборудования, со строительством и благоустройством, сервисом, конкурс вырос до 3-4 человек на место. Так что система действует и имеет все предпосылки для развития в дальнейшем.

Демографическая ловушка

2011 год станет для всей образовательной системы своего рода Рубиконом: количество выпускников школ будет наименьшим за последние годы. В 2013 году мы выйдем на уровень 1980 года, а дальше демографическая кривая пойдет вверх.

А если учесть, что 59% поступивших в этом году на высшее профессиональное образование в Петербурге — это ребята, приехавшие из регионов, то статус федерального центра по подготовке высококвалифицированных кадров у нас остается.

    Количество бюджетных мест в Санкт-Петербурге:
  • Высшее профобразование: 27 000
  • Среднее профобразование: 18 000
    Количество будущих абитуриентов:
  • 2010 год: 28 710 чел.
  • 2011: 20 083 чел.
  • 2012: 24 633 чел.
  • 2013: 35 591 чел.

Мы полностью солидарны с позицией федерального Министерства образования и науки, что в системе ВПО заложено слишком много бюджетных мест. Это касается вопроса приобретения и эксплуатации дорогостоящего оборудования, которое будет вынуждено простаивать в вузах. В такой обстановке актуальными становятся Центры коллективного пользования оборудованием в Петербурге. Речь идет о вертикальных университетских комплексах совместно с учреждениями системы СПО. Комитет образования и науки Санкт-Петербурга поддерживает эту направление.

Интеграция системы СПО

В 2009-2010 гг. на систему СПО из бюджета Санкт-Петербурга было выделено более 11 млрд. руб. Созданы крупные горизонтально-интегрированные комплексы.

Это значит, что учреждения СПО сходного профиля самостоятельно интегрировались, таким образом, создан прецедент коллективного использования материальной базы и оборудования несколькими учреждениями. В таких объединенных учебных заведениях (например, Автотранспортном колледже) обучается больше 2000 студентов.

Интегрированные комплексы в системе СПО могут выполнять ведущую роль. В каждом из этих учреждений созданы ресурсные центры, что практически является реализацией нацпроекта Образование. Интеграция промышленности и СПО в создании ресурсных центров позволит наряду с выполнением важных экономических задач сохранить важный пласт «мастеров производственного обучения».

Навстречу работодателю

Промышленность и система СПО в последние годы начинают встречное движение в вопросах целевой подготовки и переподготовки кадров.

Но одна из проблем для учреждений СПО — отсутствие долгосрочного заказа промышленности в сфере подготовки кадров. Если учесть, что студент учится в ссузе 3 года, то отсутствие сформированного запроса очень затрудняет подготовку кадров по новым специальностям.

Организация переподготовки специалистов — важнейший фактор, в котором кластер промышленности наиболее заинтересован. СПО в настоящее время обладают серьезной материально-технической базой и серьезным педагогическим потенциалом, так что обучение взрослых людей находится в их компетенции.

Отдельная проблема в этом ряду — подготовка трудовых ресурсов из числа мигрантов из ближнего зарубежья. Не только обучение для дальнейшего трудоустройства, но и получение необходимой нашему региону специализации. Здесь решающую роль должны играть учреждения СПО.

В заключении хотелось бы отметить, что вопросы для всех уровней профессионального образования в СПб — от начального до высшего — решаются комплексно. Без центров профессионального образования и науки дальнейшее развитие экономики невозможно.


ГлавCправ. 2010

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011