Москва

Раздел Среднее профессиональное образование в Москве

Статьи

16.01.2019

Экспорт российского образования в системе среднего профессионального образования: сложившаяся практика, проблемы и перспективы

С участием системы среднего профессионального образования в экспорте образовательных программ, сложившейся системе приема на обучение иностранных граждан в Санкт–Петербургском техническом колледже управления и коммерции, международном сотрудничестве колледжа с образовательными организациями других стран, международных проектах, а также имеющихся проблемных вопросах в сфере экспорта российского образования и предложил возможные варианты их решения рассказывает председатель Совета директоров средних профессиональных учебных заведений Санкт-Петербурга, заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат педагогических наук, директор Санкт-Петербургского Технического колледжа управления и коммерции. Виктор Павлович Смирнов.


Повышенное внимание к вопросам экспорта российского образования обусловлено не только коммерческими и геополитическими интересами, но и детерменировано процессами глобализации экономики. Мобильность кадров, интернационализация профессионального образования, общемировые, международные требования к уровню компетентности рабочих, служащих и специалистов предопределяют интеграцию образовательных систем.

К сожалению, вопросы экспорта образования рассматриваются преимущественно к учреждениям высшего образования. Хотя динамика и темпы развития системы среднего профессионального образования в России позволяют признать ее самой развивающейся, быстро реагирующей на изменения системой.

Среднее профессиональное образование активно интегрируется в мировую образовательную систему. Нельзя сказать, что процесс идет гладко, без проблем. Это противоречит сложившейся практике.

Одним из основных направлений экспорта российского образования в системе СПО является обучение иностранных граждан по программам подготовки специалистов среднего звена и по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих.

«Товарный знак» российского профессионального образования, по-прежнему, хорошо узнаваем и имеет спрос, прежде всего, в странах на постсоветском пространстве. Так, в нашем колледже обучается 81 иностранный гражданин из республик: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Украина, т.е. государств, образовавшихся на месте республик бывшего СССР, а также один человек из Вьетнама.

24 студента обучаются по техническим специальностям области информационных технологий, 57 студентов – по специальностям гуманитарного и социально – экономического профиля. В своем выборе специальности или профессии абитуриенты – иностранные граждане отдают предпочтение гуманитарному и социально – экономическому направлениям подготовки, что обусловлено недостаточно высоким уровнем физико-математической подготовки, отсутствием гарантий трудоустройства на высокотехнологичные предприятия в своих странах и пр.

Обучение иностранных студентов, безусловно, является важным, перспективным направлением деятельности профессиональной образовательной организации. Таким образом, колледж развивает собственную образовательную систему, способствует профессиональному росту преподавателей и сотрудников, обеспечивает финансовую стабильность и экономическую выгоду.

Однако, есть целый спектр проблем, которые сдерживают активное развитие данного направления. Прежде всего, это несовершенство российской нормативно–правовой базы, регулирующей вопросы приема, обучения и выпуска иностранных граждан и лиц без гражданства, а также процедуры их въезда, выезда и пребывания на территории РФ, трудоустройства и стажировок на время обучения на территории России. Так, Соглашения о сотрудничестве в области профессионального образования заключены только с несколькими странами бывшего СССР, что дает право их гражданам обучаться за счет бюджетных средств, получать стипендиальное обеспечение.

Кроме того, отсутствует государственная система квотирования бюджетных мест в системе СПО для поступающих иностранцев, что также является сдерживающим механизмом в развитии экспорта образования в СПО.

Иностранные студенты из стран, международные соглашения с которыми не подписаны, обучаются исключительно за счет собственных средств, оплачивают найм жилья, вынуждены подрабатывать. Кроме того, наличие пробелов и несовершенство юридических механизмов в области миграционного регулирования, приводит к тому, что для сопровождения иностранных граждан, обучающихся по очной форме обучения, в колледжах должен быть дополнительный штат работников, работающих с иностранными гражданами (регистрация, визы).

Необходимость ежегодного оформления ходатайств о продлении срока временного пребывания в России с приложением пакета документов (лицензия на право ведения образовательной деятельности, договор об обучении и пр.) существенно осложняет процесс обучения иностранцев.

В связи с этим иностранные граждане вынуждены отдавать предпочтение заочной форме обучения, минимизируя миграционные сложности. Важной проблемой для обучающихся иностранцев является жилищная проблема. В большинстве ПОО либо отсутствуют вакантные, зарезервированные для иностранцев места в общежитиях, либо условия в общежитиях оставляют желать лучшего.

    Какие основные выводы можно сделать из выше сказанного:
  • Экспорт российского среднего профессионального образования должен стать одним из приоритетных направлений деятельности ПОО.
  • Особое внимание следует уделить презентации российской системы СПО на международной арене, разработать систему информирования молодежи из других географических регионов о российской системе профессионального образования.
  • Увеличить долю обучающейся молодежи из различных государств, а не только из стран на постсоветском пространстве.
  • Внести необходимые изменения в нормативные акты, касающиеся иностранных граждан и миграции (например, оформлять ходатайство о продлении срока временного пребывания и пакета документов к нему однократно по окончании обучения или отчисления по иным причинам).
  • Активно популяризировать специальности и профессии технической направленности

Нужно отметить, что первые шаги в данном направлении уже сделаны в рамках приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (2017-2025 гг.).

Вторым направлением экспорта российского образования является международное сотрудничество с однопрофильными образовательными организациями, образовательными ассоциациями.

    Сегодня у колледжа заключено 5 соглашений:
  • Профессиональная школа Фармзен - Федеративная республика Германия, Гамбург - Соглашение о сотрудничестве в области профессионального образования 2017-2020 гг.;
  • Муниципальный образовательный консорциум Южной Карелии - Республика Финляндия, Лаапеенранта - Договор о сотрудничестве в области профессионального образования 2016-2019 гг.;
  • Объединенная образовательная ассоциация - Республика Финляндия, Котка - Договор о сотрудничестве в области профессионального образования 2016-2021 гг.;
  • Костанайский политехнический высший колледж - Республика Казахстан, Костанай - Договор о сотрудничестве в области профессионального образования 2017-2022 гг.;
  • Учреждение образования «Минский государственный колледж электроники» - Республика Беларусь, Минск - Соглашение о сотрудничестве в сфере профессионального образования 2018-2019 гг.

Аналогичное соглашение находится на подписании с «Минским радиотехническим колледжем» филиалом УО «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники».

    Основными направлениями сотрудничества являются:
  • Обмен студентами для изучения отдельных теоретических блоков, прохождение стажировки и практики по специальностям «Мехатроника и мобильная робототехника», «Гостиничный сервис (Гостиничное дело)», «Туризм», «Технология машиностроения», «Радиоэлектронные приборные устройства», «Документационное обеспечение управления и архивоведение», «Организация обслуживания в общественном питании»;
  • Обмен преподавателями и специалистами для проведения учебных занятий;
  • Участие в совместных конференциях, семинарах;
  • Обмен опытом по организации учебно–методической работы, информационно–библиотечного обеспечения, по созданию электронной и цифровой образовательной среды, по организации взаимодействия с предприятиями;
  • Участие студентов в олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства;
  • Знакомство с производственными технологиями на базе предприятий.
    Среди положительных эффектов взаимодействия в рамках соглашений можно обозначить:
  • Совершенствование преподавателей в педагогической практике, знакомство с педагогическими подходами преподавателей других стран;
  • Повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения в профессиональной области;
  • Стажировки студентов под руководством иностранных преподавателей на современном оборудовании, совершенствование профессиональной компетентности в области иностранного языка.
    Среди сложностей и проблемных аспектов в реализации данного направления назовем:
  • Финансовое сопровождение мероприятий (затраты из внебюджетных средств);
  • Невозможность знакомства с передовыми производственными технологиями на предприятиях в связи с повышенной секретностью производства и продукции.
  • Низкий уровень профессиональной компетентности в области иностранного языка у педагогических работников.

Участие в международных образовательных проектах

    Еще одним важным направлением экспорта российского образования в системе СПО выступает участие в международных образовательных проектах. СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» принимает участие в двух значительных международных проектах:
  • Финско–российский проект «ВАЛО «Умения – ключ к качеству производительности труда – PROSKILLS» 2011-2017гг.
  • Российско–финский проект «Сетевое сотрудничество социальных партнеров» (2015-2021 гг.).

В рамках реализации проектов преподавательским сообществом разных стран осуществляется обсуждение общих проблемных вопросов, принимаются единообразные решения, обсуждаются лучшие практики, что безусловно способствует выработки единых подходов в профессиональном образовании и развитию экспорта образовательных программ, образовательных услуг.

    В целом, подводя итог, можно сделать следующие выводы. Безусловно, за последнее время сделаны серьезные шаги в экспорте российского образования в системе СПО. Однако, ряд проблемных вопросов к выше указанным еще предстоит решить. Среди них:
  • Интернет–маркетинг образовательных услуг профессиональных образовательных услуг в гипермедийной среде Интернета.
  • Адаптация сайтов профессиональных образовательных организаций для абитуриентов из-за рубежа.
  • Влияние санкций на международное сотрудничество в области науки и образования.
  • Проблемы вхождения в новую культуру (язык, климат, кулинария, организация быта и пр.).
  • Проблемы безопасности и жизнедеятельности.

Ускоренное решение проблем экспорта российского образования обеспечит успешную адаптацию иностранцев, что будет способствовать высокой результативности профессиональной подготовки, формированию доброжелательного отношения к России, российским профессиональным образовательным организациям после возвращения иностранных студентов в свою страну.


Источник: Санкт – Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт–Петербургский технический колледж управления и коммерции»

ГлавСправ 2019

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011