Москва

Раздел Законодательство в образовании

Статьи

30.08.2013

Что нужно знать о новом законе «Об образовании»

В режиме live-конференции представители Министерства образования и науки РФ, высшей школы, профсоюзов и образовательной общественности обсудили новшества, которые коснутся системы образования с осени текущего года.


С 1 сентября 2013 года в России вступает в силу закон «Об образовании». Документ пришел на смену законам «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», действовавшим уже на протяжении 20 лет.

    Наталья Третьяк, первый заместитель министра образования и науки РФ:
  • Новый закон финансово закрепляет гарантии обеспечения доступности и качества образования в России. В документе прописаны нормативы работы образовательных учреждений и принципы финансирования. Теперь учебное заведение будет финансироваться не по статусу, а исходя из объема оказываемых услуг. Под эти нормы подпадают не только государственные, но и коммерческие образовательные организации.
  • Дошкольное образование стало уровнем общего образования. Утвержден специальный федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по дошкольному уровню.
  • Законодательно закрепился принцип образования как сетевой услуги. То есть ребенок может обучаться одновременно в нескольких организациях образовательных, культуры, искусства и спорта, а также на предприятиях, оказывающих образовательные услуги.
  • Дистанционная и интерактивная система обучения также регламентируются законом. Эти направления выделены в приоритетные в рамках повышения доступности образования для всего населения.
  • Приоритет остается и за инклюзивным образованием. Этот вид обучения касается детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование будет проводиться как в совмещенном виде (на базе одной школы будут обучаться обычные дети и дети с особыми потребностями), так и в специальных учебных учреждениях.
  • Для одаренных детей также предусмотрено специальное правовое регулирование в сфере получения образования. Дети, проявляющие особые таланты в области спорта, музыки, искусства, наук, получат возможность составить индивидуальный график обучения, сочетающий подходящие формы и способы. Также на индивидуальный график обучения может претендовать каждый ученик.
  • Уходит в прошлое деление на виды учебных заведений. Если раньше существовали школы с углубленным изучением чего-либо, гимназии, лицеи и другие виды, то в той системе, например, лицей не мог давать программу гимназии. Теперь этих разграничений и ограничений нет. Набор услуг в учреждении образования будет таким, который необходим населению. А в названии могут сохраняться слова «гимназия», «лицей» и т.п.
  • Система образования переходит на принципы прозрачности и доступности. Для учебных заведений определен порядок размещения и обновления информации на сайтах. Теперь наши школы и вузы избавлены от необходимости предоставлять пакеты документов различным надзорным учреждениям и иным организациям. Большую часть нужных данных можно будет получить, заглянув на сайт заведения.
  • Закон уделяет внимание независимой оценке качества образования. Здесь немалая роль отводится родительским комитетам. Например, прописана глава о конфликтных комиссиях, которые призваны разрешать спорные ситуации между школой, учениками и родителями.
  • Регламент коснулся прав и обязанностей обучающегося. Закон предоставил право субъектам РФ устанавливать требования к одежде школьников. Решение о конкретной школьной форме принимает само учебное заведение вместе с родительскими комитетами. Социально незащищенные категории населения получат поддержку от государства в виде субсидий на покупку формы и спортивной одежды. Также перед Союзформой сейчас стоит задача сформировать специальную торговую сеть по продаже школьной формы без наценок.
  • Особый статус педагога теперь закреплен на законодательном уровне. В Законе прописаны права и свободы педагога, меры его поддержки со стороны государства. Например, уровень заработной платы теперь в каждом субъекте будет не ниже рыночной по экономике субъекта. Однако прописаны и требования к учителям: повышение качества труда, формирование профессионального кодекс чести педагога.
  • Результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) теперь будут действовать в течение пяти лет. Предыдущая норма ограничивала срок действия до 31 декабря года, следующего за годом выпуска. При необходимости ЕГЭ можно сдавать и пересдавать каждый год.
  • Дошкольное образование становится первым уровнем образования, аспирантура — третьим уровнем высшего образования. Прием в аспирантуру в текущем году осуществляется по прежним правилам. Процедуры по итоговой аттестации будут отражены министерскими документами.

Александр Дегтярев, председатель комиссии Госдумы по вопросам депутатской этики:

— Принятие закона было определено 20-летним поиском оптимальных решений в области образования. К моменту подписания закона мы приняли около 1000 поправок. К закону вышел 161 подзаконный акт. Сейчас выпускаются брошюры, ориентированные на разные группы читателей и отражающие определенные темы: студенчество, преподаватели, родители, школы, вузы и т.д. Иметь в домашней библиотеке такие вспомогательные материлы будет нелишним каждой семье.

Валентина Иванова, председатель «Всероссийского педагогического собрания»:

— Зарплаты учителей впервые прописаны в виде нормы закона. Это важно, так как норма будет требовать от губернатора приоритетного выделения средств и гарантированного удержания зарплаты на уровне средней по экономике региона. Все вопросы и отклики по этой теме мы будем ждать на Горячей линии Педагогического собрания. По звонку будем выезжать и работать с учреждением, чтобы посмотреть, как работает закон на месте.

Михаил Авдеенко, секретарь ЦС Общероссийского профсоюза образования:

— Закон «Об образовании» будет комфортным как для педагогов, так и для учащихся, студенчества и родителей. Роль общественных организаций также впервые серьезно прописана в законе. Мы теперь будем с особой энергией мониторить выполнение закона на практике.

Изображения: минобрнауки.рф, er.ru


ГлавCправ. 2013

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011