Первые указы, регулирующие сферу образования, появились в Российской империи в XVIII веке. Открывались новые для нашей страны учебные заведения: университеты и корпуса, училища и школы. Все это требовало особого законодательного управления. Образование было преимущественно сословным, платным и позволить его могли лишь немногие граждане России.
Переломными стали 20-е годы XX века, когда в Конституции нового советского государства впервые было провозглашено всеобщее право на бесплатное образование. Статья 45 утверждала обязательное среднее образование молодежи, развитие профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, развитие заочного и вечернего образования, предоставление государственных стипендий и льгот, бесплатную выдачу школьных учебников и пр. Несколько десятков постановлений советского правительства регулировали разные сферы педагогической и управленческой деятельности на всех уровнях. При этом СССР добился значительных успехов за несколько десятков лет: в стране почти 100% грамотность населения и одна из лучших систем образования в мире.
Образование в новой России регулировалось законом «Об образовании», который был принят в июле 1992 года. Чуть позже, в 1996 году, вышел и другой закон — «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Для своего времени эти документы считались весьма прогрессивными: образовательные учреждения получили свободу, избавились от «штампованных» советских программ…
Но почти за 20 лет законы неоднократно «перекраивали»: с 2002 года было внесено более 200 поправок, объем которых превзошел текст самих документов. По мнению экспертов, существующие законы устарели и перестали соответствовать преобразованиям в стране, особенно после вступления России в Болонский процесс.
Несколько лет назад было решено создать принципиально новый, интегрированный закон, в который бы вошли все поправки, накопившиеся за последние годы.
В течение двух последних лет рабочая группа под руководством Минобрнауки готовила новый проект закона «Об образовании в Российской Федерации». Исходный текст был опубликован в мае 2010 года на сайте Министерства образования и науки РФ и обсуждался среди образовательного сообщества в течение полугода в Общественной Палате, Совете Федерации, Государственной Думе и Союзе ректоров России. В итоге отредактированный вариант законопроекта решено было открыть для общественного обсуждения на специальном сайте (zakonoproekt2010.ru). Законопроект получил заметный общественный резонанс. Общее число комментариев к концу обсуждения составило около 11 тысяч.
Цель нового закона — интеграция всех возможных документов, регулирующих сферу образования. Изначально он и задумывался как своего рода кодекс, согласованный со всеми нововведениями бюджетного, налогового и трудового кодексов, а также с законом о правовом положении бюджетных, автономных и казенных учреждений.
Можно сказать, что законопроект объединил все современное образовательное законодательство, которое много лет реформировалось в разных направлениях. Но это привело к тому, что проект, по признанию самих авторов, написан сложным юридическим языком, непонятным для родителей и учителей. Вызывает недоумение и объем документа: 170 статей на 400 страницах, не считая почти 600 страниц поправок. Авторы законопроекта постарались вместить в документ все, что возможно: вместо первоначальных восьми разделов сегодня в законопроекте их уже 20.
Итак, в чем же заключается новшество предложенного Минобрнауки закона «Об образовании»? Перечислим ключевые моменты:
Сделаны попытки к уравниванию государственных и негосударственных образовательных учреждений. Вводится понятие «образовательная услуга», которое приблизит школы, колледжи и вузы к коммерческим предприятиям. К тому, изменится и система лицензирования учебных заведений.
Изменена и система финансирования школ. Предполагается, что школы обретут финансовую независимость, станут более инновационными и высокотехнологичными. При этом будут учитываться и особенности различных категорий учащихся, связанные либо с ограниченными возможностями здоровья, либо с творческой одаренностью.
Возможно, придется отказаться от льгот для инвалидов при поступлении в вузы. Их право на образование никто не оспаривает, однако, о прохождении вне конкурса уже не будет речи. Инвалидам и другим льготным категориям предоставят возможность бесплатно готовиться к поступлению.
Одним из возможных минусов закона признают недостаточное социальное обеспечение. Не решены вопросы, связанные с социальными стипендиями, финансовой помощью педагогам и пр.
Уходит в историю начальное профессиональное образование, что вызывает вопросы о социальной защите малообеспеченных слоев населения. Среднее и высшее профессиональное образование, в свою очередь, будут максимально интегрированы. При этом колледжи фактически станут равны институтам и будут готовить бакалавров.
Вообще, профессиональное образование изменится в корне. Прежнее деление на начальную, среднюю и высшую ступень признали устаревшей: она не отвечает болонскому лозунгу «Образование через всю жизнь». Траектория проф. образования начнется еще в школе и непрерывно продолжится в среднем, а затем — в высшем учебном заведении.
Кстати, о высших учебных заведениях. Изменится не только учебный план вузов (переход на двухуровневую систему «бакалавриат — магистратура»), но и их статус. Уже созданы отдельные категории «элитных» университетов: федеральных и национальных исследовательских. Это поможет отделить «зерна от плевел» и целенаправленно развивать необходимые государству научные направления.
Академии как вид вуза исчезнут и будут либо предоставлять дополнительное образование, либо готовить аспирантов и докторантов. А вот для подготовки бакалавров и магистров академии придется сменить вывеску.
Эти и многие другие нововведения пока существуют только на бумаге. Насколько успешно они будут реализованы и чем грозят нашей образовательной системе — покажет время.
1 февраля законопроект «Об образовании» завершил стадию общественного обсуждения. Документ будет согласован с регионами и федеральными органами исполнительной власти, доработан в соответствии с собранными замечаниями и вынесен на рассмотрение правительства. Но у каждого из нас есть шанс: сделать свой выбор самим, пока за нас его не сделал кто-то другой.