13.01.2015
Высококвалифицированных специалистов из Европы и США в России сегодня меньше, чем раньше. Число экспатов сокращается с 2008 года — после кризиса компании экономят на дорогом западном персонале. Сейчас стратегия иностранных компаний – больше локальных управленцев, то есть топового персонала из граждан страны, где открыт филиал компании, обученных по западному стандарту. Это сигнал для специалистов – пора углублять (расширять, улучшать) свою квалификацию, то есть получать дальнейшее образование.
Экспат (разг.) то же, что экспатриант — иностранный работник или сотрудник предприятия, работающий за границей. (Википедия). |
После начала финансового кризиса 2008 года число вакансий для иностранцев, готовых на подобную работу, стало сокращаться. Руководитель исследования заместитель декана факультета экономики НИУ ВШЭ Владимир Карачаровский говорит, что кризис и его последствия — основная причина сокращения числа экспатов в России.
Наибольший интерес к России среди экспатов наблюдался в 2004—2005 годах, но в последние годы число иностранных граждан на топ-менеджерских позициях начало сокращаться, говорится в исследовании Высшей школы экономики «Экспаты на российском рынке труда».
По оценкам Росстата, в 2000 году экспатов в России было больше, чем сегодня. Так, в 2012 году в России работало около 800 граждан США (в 2000 году — 1,8 тыс.), подданных Великобритании — 600 человек (в 2000 году — 1,6 тыс.), Германии — 900 (в 2000 году — 1,4 тыс.). Если рассматривать все страны ЕС, то с 2008 по 2012 год число профессионалов, официально работающих в России, из этих стран сократилось в 4,6 раза — с 35,3 тыс. до 7,8 тыс. человек. Это почти в три раза ниже уровня 2000 года.
Раньше экспаты ехали в Россию ради идеалов, как говорят эксперты. К числу таких иностранцев относятся «идеологи», стремящиеся внедрить в России западные модели управления и «модернисты», которые пытаются найти новые модели эффективной работы в условиях российской культуры. Но теперь, по мнению авторов, популярен третий тип — «утилитаристы», которые едут в Россию из прагматичных соображений: ради денег или карьеры.
Топ-менеджер одного из рекрутинговых агентств признался, что просто не рассчитывал на аналогичную карьеру в Германии. «Когда появилась интересная вакансия в России, я долго думал, нужно ли мне менять стабильную, хорошую работу в Германии на авантюру в России. И решил это сделать в 2003 году. Сначала работал как рядовой сотрудник, потом стал руководителем. Было бы сложно представить, что за 10 лет в Германии из рядового сотрудника я дорос бы до руководителя», — сказал он.
«Ехать в Россию безумно интересно, потому что это лучшая комбинация развитого и растущего рынка одновременно. Это самый растущий из всех развитых рынков мира и самый зрелый из всех новых и развивающихся. Сейчас Россия напоминает Западную Европу 1980-х годов, когда буквально на глазах растут бренды и огромные возможности открываются перед специалистами компаний», — сказал вице-президент по косметической продукции и бытовой химии Unilever в России, Украине и Беларуси итальянец Фульвио Гварнери.
«Отправить в Россию экспата намного дороже, чем нанять на аналогичную должность местного менеджера», - делится менеджер крупной иностранной компании. «Открывать новые рынки сбыта (как в Россию в 1990-х), как правило, присылают своих, опытных менеджеров, зачастую не из штаб-квартиры, а из других, близких по специфике географических подразделений», - считает директор по корпоративным отношениям Unilever Ирина Бахтина. Но в идеале у международных компаний цель иметь как можно больше локальных управленцев, говорит она.
Есть и проблемы бюрократического характера. По данным Bloomberg, еще до введения санкций и украинского кризиса представители иностранных компаний сообщали, что их сотрудники испытывают проблемы с получением виз на въезд.
По материалам rbcdaily.ru
ГлавCправ. 2015