Москва

Раздел Дополнительное образование для взрослых

Статьи

12.12.2013

Дополнительное образование в новых правовых условиях: особенности и перспективы

Анастасия Леонидовна Мальчукова, руководитель отдела дополнительных образовательных программ РГПУ им. А.И. Герцена, кандидат педагогических наук.


В настоящее время в центре внимания общественности находится новый федеральный закон № 273 «Об образовании в РФ», который меняет нормы регулирования в системе образования, как основного, так и дополнительного.

Каковы особенности нормативно-правого регулирования дополнительного образования? Как ориентироваться слушателям дополнительных программ в изменяющемся информационном пространстве? Об этом и многом другом пойдет речь ниже.

Надо ли понимать дополнительное образование в новом законе как не главное или второстепенное? Нет, как раз наоборот, дополнительное образование в новом законе определяется как часть непрерывного образования, что обеспечивает возможность реализации права на образование в течение всей жизни. Дополнительное образование включает в себя следующие подвиды: дополнительное образование детей и взрослых, а также дополнительное профессиональное образование взрослых.

Современная система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных программ, дающих возможность социокультурного и профильного развития личности.

Основные изменения в системе ДПО

Можно выделить несколько основных изменений.

Во-первых, в законе говорится о дополнительных профессиональных программах, которые включают в себя программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, и дополнительные общеобразовательные программы для детей и взрослых: это общеразвивающие программы и предпрофессиональные программы только для детей в сфере искусств, физической культуры и спорта.

Во-вторых, новый закон не предусматривает государственной аккредитации дополнительных программ, в связи с этим все без исключения образовательные организации выдают удостоверения о повышении квалификации и дипломы о профессиональной переподготовке установленного, а не государственного образца

В-третьих, в законе не устанавливается максимальная продолжительность дополнительных программ. Если раньше программы повышения квалификации были рассчитаны на 72 или на 108 часов, то по новому закону они могут быть минимальной длительностью 16 часов, а минимум для программ профессиональной переподготовки — 250 часов.

В-четвертых, отменены федеральные государственные требования к содержанию дополнительных профессиональных программ. Их тематика, содержание разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Даже индивидуальные предприниматели могут осуществлять образовательную деятельность, но только по дополнительным общеобразовательным программам для детей и взрослых. Реализация дополнительных профессиональных программ индивидуальными предпринимателями законом не предусмотрена.

Это лишь некоторые изменения, которые произошли в сфере дополнительного образования в связи с вступлением в силу закона «Об образовании».

Ориентиры для потребителя

Как же сориентироваться слушателю в многообразии предложений в сфере дополнительного образования? Какую программу выбрать, какую образовательную организацию? В данном случае все зависит от потребностей слушателя: чтобы он хотел получить по итогам обучения, какие новые знания, умения, компетенции, необходимые в профессиональной деятельности. А также возможностей обучающегося (какими материальными средствами и временными ресурсами он обладает) для получения дополнительного образования.

Предпочтения следует отдавать дополнительным программам только в тех образовательных организациях, которые имеют лицензию на ведение образовательной деятельности, работают не первый год в сфере образования, предлагают адекватные цены на дополнительные образовательные услуги.

Новый закон предусматривает, что сами образовательные организации отвечают за качество образовательных услуг в сфере дополнительного образования, проводя внутренний и внешний мониторинг качества.

Кроме того, в настоящее время создана правовая основа для организации общественно-профессиональной аккредитации дополнительных программ, определяется порядок формирования независимой системы оценки качества образовательных услуг с участием общественных организаций, профессиональных сообществ, средств массовой информации, специализированных рейтинговых агентств и т.п.

На основании постановления Правительства РФ от 30.03.2013 № 286 создаются общественные советы, которые определяют порядок аккредитации: модель, субъекты и объекты, показатели, критерии, технологии, варианты решений.

Таким образом, образовательная организация должна создать свою собственную систему внутреннего мониторинга качества образовательных услуг, а также может обращаться к специализированным агентствам, которые проводят общественно-профессиональную аккредитацию дополнительных программ.

От форм к перспективам

На настоящий момент остались прежние формы обучения в системе дополнительного профессионального образования: очная, заочная, очно-заочная. Виды реализации образовательных программ: стажировка, модульная, индивидуальный план, сетевое обучение, электронное, дистанционное. При этом дистанционное обучение становится все более популярным среди слушателей, так как дает возможность обучаться в удаленной образовательной организации, да и стоимость дистанционных программ несколько ниже.

Если говорить о перспективах, то, вне всякого сомнения, новый закон «Об образовании» многое меняет в системе дополнительного образования, которое становится важнейшим элементом системы непрерывного образования и условием успешной профессиональной деятельности специалистов разных сфер.

Но для того, чтобы дополнительное образование отвечало вызовам времени должны произойти некоторые качественные изменения: взгляда слушателей на дополнительное образование как на важнейший элемент системы поддержания в актуальном состоянии их профессиональных компетенций; содержание дополнительных программ должно быть актуальным и регулярно обновляться в связи с достижениями современной науки, при обучении должны применяться современные технологии обучения, должен быть разработан диагностический аппарат анализа качества дополнительных программ.

В целом новый закон об образовании предполагает большую ответственность образовательных организаций, но и дает большую свободу в выборе содержания, методов, технологий реализации дополнительных программ. У слушателя появляется возможность выбора, а качество образовательных услуг повышается. А как в дальнейшем будет развиваться система дополнительного образования, покажет время.


ГлавCправ. 2013

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011