Москва

Раздел Дополнительное образование для самых маленьких

Статьи

12.05.2017

Развитие самостоятельности у младших школьников

Как привить организованность, ответственность и целеустремлённость у младшего школьника? Простые рекомендации 


    Чтобы Ваш школьник к окончанию начальной школы самостоятельно делал уроки, следил за своими вещами, мог организовать и спланировать своё свободное время необходимо с самого первого класса обращать внимание на следующие моменты:
  • Расписание и организация досуга
  • Выполнение домашних заданий
  • Сбор портфеля
  • Домашние обязанности
  • В самом начале школьной жизни необходимо все дела проделывать совместно с ребёнком, чтобы у него перед глазами был пример, и он понимал, что конкретно от него хотят взрослые.

Составьте совместно с ребёнком его расписание на каждый день. Важно указать не только какие уроки у него планируется в школе, но также и кружки, выполнение домашнего задания и обязательно оставьте время для игр и общения с друзьями. Закладывайте в расписание время на дорогу и сбор вещей. Это можно превратить в игру, когда первое время замерять и отмечать сколько времени у вас уходит на дорогу до кружка, либо сколько ребёнок выполняет домашнее задание.

Обсуждайте с ребёнком планы на выходные, пусть он выскажет свои пожелания, чего ему бы хотелось пойти, чем заняться. Это не только поможет ему почувствовать себя взрослым и значимым (к моему мнению прислушиваются), но также даст возможность потренироваться в аргументации и умении приводить доводы.

При подготовке уроков важно помнить, что внимание ученика начальной школы неустойчивое и он может быстро отвлекаться, поэтому необходимо организовать место, которое было бы свободно от игрушек и посторонних предметов, чтобы в зоне доступа не было компьютера, телевизора и телефона. Готовить уроки желательно в одно и тоже время – это будет в дальнейшем формировать у ребенка «положительную привычку», он будет привыкать и настраиваться.

    Готовить портфель лучше с вечера, когда у Вас есть возможность обсудить что нужно с собой взять, не забыть дополнительные предметы. Последовательность сбора портфеля такова
  • Первую неделю собираем портфель совместно с ребёнком, то есть: открываем дневник, смотрим, какие предметы будут завтра и последовательно объясняем ребенку, что мы делаем
  • Вторую неделю мы просто наблюдаем за ребeнком и он при нас собирает портфель самостоятельно
  • На третьей неделе мы предлагаем ребенку собрать портфель, а мы контролируем выполнение задания на выходе
  • И уже через месяц Вы можете лишь изредка спрашивать ребенка о том собрали ли он портфель

Выберите домашнюю обязанность, которую ребёнок должен выполнять по дому регулярно (сюда не включается уборка своей комнаты). Можно договориться с ребенком. У ребенка в данном возрасте обязательно должны быть какие-либо домашние обязанности, собственная зона ответственности.


Наталья Соломахо, психолог-консультант, НОУ ДО «Архитектура Будущего».

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011