Махачкала

Раздел Профориентация. Образовательный и карьерный маршрут

Статьи

24.09.2012

В поисках образовательного пути

В субботу, 22 сентября в Петербурге состоялся городской форум «Образовательные стратегии». Более тысячи посетителей смогли оценить свои возможности по поступлению и сдаче ЕГЭ. А мы попытались узнать, что важнее при выборе образования: точная стратегия или внутренний голос?


В нарядных залах дворца Белосельских-Белозерских прошла выставочная сессия крупных петербургских вузов. Сотрудники приемных комиссий и студенты вузов рассказывали школьникам, как поступить, как правильно подать документы, и на какие специальности обратить внимание.

Многие участники выставки подготовили отдельные выступления и мастер-классы для будущих абитуриентов. Так, сотрудники Института специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга рассказали, чем нужно руководствоваться при выборе профессии. Университет технологии и дизайна представил одни из наиболее востребованных сейчас специальностей: графический дизайн и дизайн костюма.

Особенное внимание посетителей, конечно, привлекли лекции экспертов ЕГЭ, посвященные особенностям сдачи экзамена в следующем году. Традиционно, на форуме работали сотрудники Центра содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «Вектор». Психологи центра проводили экспресс-тесты для определения профессиональных предпочтений ребят и пробные тестирования ЕГЭ.

    Среди участников форума «Образовательные стратегии» присутствовали:
  • Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
  • Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга
  • Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования
  • Санкт-Петербургский государственный университет
  • Санкт-Петербургский государственный институт машиностроения
  • Санкт-Петербургский государственный технологический университет
  • Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет
  • а также образовательные учреждения дополнительного образования и справочно-информационные порталы.

Журнал «ГлавСправ» попросил нескольких у участников и гостей форума рассказать о своем участии и поинтересовался: в чем же, на их взгляд, заключается современная «образовательная стратегия»?

Выбирать вуз не по баллам, а по способностям

Тиходеев Николай Олегович, директор по развитию компании «Центр карьеры»:

— Что такое «образовательная стратегия»? Вы попали по адресу! Идея с названием принадлежит мне, т.к. моя диссертация посвящена образовательной стратегии российских семей.

Если говорить кратко, образовательную стратегию часто выбирает не сам школьник, а его семья. Родители выстраивают образование ребенка чуть ли не с 3-х летнего возраста: сначала детский сад выбирают, уже понимая, куда потом ребенок будет поступать, в какую школу, а за ним — в какой вуз. Так что образовательная стратегия — это последовательное понимание того, как реализовывать себя в образовании, зачем и как учиться.

К сожалению, не у всех стратегия выстраивается с первого, пятого или даже с седьмого класса. Тем более, сейчас есть ЕГЭ, к которому можно просто подготовиться, сдать и поступить абы куда. Но не забывайте, что вуз — это продолжение школы. Не зря же вы ходили в какие-то кружки, музыкальные школы? Все это складывается в так называемый образовательный капитал.

И сегодня на выставке мы проводим профориентацию, чтобы ребята смогли после школы выбрать вуз выбирать не по баллам, а по своим способностям.

Образовательная стратегия — это длинный путь. Поэтому нельзя его бросать на полпути и нельзя идти абы куда. Нужно его постоянно и целенаправленно строить.

— Чем эта выставка отличается от других похожих образовательных мероприятий?

— В первую очередь, мы направлены не только на то, чтобы сделать презентацию вузов. Важнее предоставить выпускникам максимально широкую картину о возможностях образования в Петербурге.

Желающие смогут послушать экспертов ЕГЭ и сдать пробный экзамен, чтобы уже сейчас оценить свои знания и понять, нужны ли им репетиторы или дополнительные курсы. А специалисты центра «Вектор», ведущего профориентационного учреждения, в открытом формате проводят «быстрые» тесты. Кроме вузов, здесь присутствую различные информационные порталы, как например, «ГлавСправ». Они также будут полезны школьникам и абитуриентам.


Правильно сориентироваться еще в школе

Бойкова Вероника Борисовна, начальник информационно-методического отдела Центра содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «Вектор»:

— Образовательная стратегия значит, что ты должен так построить свой профессиональный путь, чтобы затем, по окончании школы, выбрать будущее учебное заведение. От того, как правильно ты сориентируешься, и зависит твоя будущая профессия.

— Каким образом центр «Вектор» помогает в выборе стратегии образования на этой выставке?

— Сегодня здесь работают наши психологи-консультанты, которые помогают ребятам в выборе своего профессионального пути. Это экспресс-тестирование, но затем мы, конечно, предлагаем им пройти более углубленное тестирование на базе нашего центра «Вектор». Это государственное бюджетное учреждение. Многих волнует, платное ли тестирование? Отвечаю: всем подросткам и молодежи до 30 лет все услуги нашего центра предоставляются бесплатно! Поэтому с радостью будем видеть вас в центре «Вектор».

— Значит, любой желающий может прийти к вам «с улицы»?

— Да, но предварительно необходимо записаться. Ведь профориентация проходит не 10 минут, и даже не полчаса. Это углубленная работа психологов, которая длится от 2 часов и более. Поэтому будет лучше, если вы запишетесь на консультацию.


Постоянно повышать свой профессиональный уровень

Вихман Сергей Валерьевич, зам.ответственного секретаря приемной комиссии Санкт-Петербургского государственного технологического университета, ответственный за профессиональную ориентацию, доцент кафедры керамики:

— Образовательная стратегия — это непростой вопрос. Школьник должен попытаться, минимизируя дальнейший риск трудоустройства, так выбрать направление обучения, полезного для него образования, чтобы оно ему потом помогло жить, зарабатывать, подниматься выше и выше. Важно не останавливаться в своем развитии. Надо постоянно повышать уровень своей профессиональной подготовки. Это и есть стратегия: расти всегда, расти во всем!

— Какой совет вы сегодня даете школьникам?

— Первый совет: учиться, думать, смотреть, делать выводы. Я не настаиваю на привлекательности какого-то одного вида образования. Ребята должны делать выбор сами, только тогда они будут заинтересованы учиться. Ну, а так советую получать полезное, практическое образование.

— Допустим, приходит старшеклассник, который не знает, куда идти дальше: с одной стороны, все говорят о преимуществах инженерного образования, а вот он хочет стать экономистом... Как в таком случае работают сотрудники приемной комиссии?

— Дело в том, что если человеку что-то интересно, мы ни в коем случае мы не будем пытаться его переориентировать, даже если вчерашний школьник не совсем готов к той профессии, которую хочет. Я считаю: чем увлекаешься — туда и стоит идти. Единственное, чем мы можем помочь, так это расширить его кругозор, рассказать о новых направления, предложить другие варианты.

Это главный принцип работы приемной комиссии: мы не пытаемся переубедить человека, допустим, поступать именно к нам или только на определенные направления. Наша задача: дать ему объективную информацию, и тогда он сам, подумав, сделает осознанный выбор. Советчики в таком деле могут быть. Но нельзя быть навязчивым, не нужно давить на человека.

— Что нового Технологический университет может предложить своим абитуриентам в этом году?

— Сейчас у нас введено два новых информационных направления: прикладная информатика и бизнес-информатика. К тому же, как бы неожиданно не звучало, наш вуз начал заниматься фундаментальной химией. До этого она тоже присутствовала, но, условно говоря, в прикладном ключе — с ориентацией на промышленность. У нас сильная кафедра химии, которая занимается исследованиями в области неорганической химии, комплексных соединений. Все это имеет важное значение в ряде отраслей, например, экологии, медицине...

А теперь мы готовим ученых-химиков наряду с главным химфаком СПбГУ. Будем конкурировать!


Прислушаться к своему внутреннему голосу

Иванова Елена Валерьевна, зав. кафедрой общей и прикладной психологии Санкт-Петербургского института гуманитарного образования:

— Образовательная стратегия — это направление образования, путь, по которому каждый вуз ведет своего студента. Но современная стратегия, как мне кажется, должна быть связана не только с профессиональными знаниями, но и с личностным развитием, его нравственной идентичности своей профессии.

— Как в СПбИГО организовано духовное развитие студентов?

— Поскольку это гуманитарный вуз, такая работа ведется постоянно: мы проводим художественные выставки, встречаемся с интересными людьми города, актерами, режиссерами, художниками. Например, Михаил Шемякин — большой друг нашего института. Так мы стараемся дать студентам образцы для подражания не только в карьере, но и личном плане... Это образование от слова «образ», образ для развития.

— Какие ориентиры вы можете указать тем, кто так до сих пор и не определился с жизненной дорогой?

— Я рекомендую ребятам слушать себя. И конечно, чтобы сделать правильный выбор, нужно сравнить. Поэтому я советую чаще посещать дни открытых дверей, пообщаться с преподавателями, может быть, с теми студентами, которые уже учатся...Ведь вуз — это не стены, не столы и не парты. В первую очередь, это люди, которые будут вас учить и вести к чему-то.


Отметим, что все чаще среди старшеклассников на подобных мероприятиях появляются учащиеся 9 и даже 8 классов. Это очень хорошая тенденция, ведь для выбора профессионального пути никогда не бывает «слишком рано».

Лучше всего выбирать то, что тебе ближе

Ксюша и Ульяна, ученицы 9 класса СОШ № 207 Центрального района Санкт-Петербурга:

Ульяна: На мой взгляд, образовательная стратегия — это помощь в принятии решения молодым людям, которые ищут для себя профессию.

Ксюша: Стратегия — это план действий, намеченный путь, у которого может быть несколько «веток». На таких выставках собраны практически все варианты образования, и это помогает представить себе «дерево» целиком. Смотря какую ветку ты выберешь, туда твой жизненный путь и пойдет.

— Почему вы пришли на выставку после 9 класса?

Ксюша: Я хочу поскорее определиться, чтобы пойти учиться дальше, а не стоять на одном месте. Думаю, лучше будет поступить в колледж по определенной специальности, а уже оттуда идти в институт... Скорее всего это будет профессия программиста либо химика. Химия — любимый предмет, но мама говорит, что лучше идти на программиста.

Ульяна: А вот я, наоборот, гуманитарий. Но пока не еще определилась, что подойдет больше. Здесь я хочу узнать все варианты, может быть, открою для себя новую профессию. Недавно я отдыхала в лагере с 11-классиниками и наслушалась, куда они собираются пойти учиться, у кого какие планы. Вот и решила, что мне тоже пора как-то задуматься над этим.

— И какие специальности сейчас самые модные среди школьников?

Ульяна: Кто идет в связи с общественностью, кто-то хочет в гостиничный бизнес или юристом... Это все полезные профессии, но их, как мне кажется, сейчас слишком много. Сложно будет найти себя в этом деле и добиться большого успеха, найти хорошую и прибыльную работу. Как ни крути, но в наше время больше ценится, как ты сможешь найти информацию, воспользоваться ею…

Ксюша: А у меня сейчас все друзья идут на программистов или дизайнеров.

— С кем вы обсуждали вопрос о будущем образовании: родители, учителя, друзья?

Ульяна: Я обсуждала с родителями, они сказали: молодец, что думаешь об этом, удачи.

Ксюша: У меня дядя — программист, так что человек опытный в этом деле. Он говорит, что лучше всего выбирать то, что тебе ближе. Неизвестно, что будет популярно через несколько лет, может, информационные технологии пройдут еще дальше, будут какие-то новые направления. Вот и химия сейчас тоже востребована, и конечно, иностранные языки...


ГлавCправ. 2012

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011