Махачкала

Раздел Профориентация. Образовательный и карьерный маршрут

Статьи

15.03.2012

Профориентация: от школы до профессии

Профессиональная ориентация школьников становится все более злободневной темой. Ребятам в 11-9 классах, а то и раньше, приходится выбирать свой путь в жизни. Иногда задача может оказаться непростой, ведь даже незначительная ошибка на этом этапе в будущем может обернуться потерянным временем или, что еще хуже, разочарованием в профессии.

Как средние учебные заведения Петербурга организуют профориентационную работу с выпускниками? «ГлавСправ» расскажет об основных этапах, которые нужно пройти ученику, только что покинувшему школьную парту.

Начнем с того, что профориентационные мероприятия направлены, в первую очередь, на то, чтобы выпускники средних школ, гимназии и лицеев не просто получили профессиональное образование, но и стали востребованными и успешными в работе. При этом желания и амбиции ребенка сравнивают с его индивидуальными особенностями и тенденциями на рынке труда региона. В силу вступают знаменитые пересекающиеся сферы: «хочу», «могу» и «надо». В идеале, вся траектория образования должна поддерживать ребенка в его выборе профессии и помогать ему развиваться как личность.

Чтобы помочь школьникам планомерно определить свои предпочтения и сделать верный выбор, средние учебные заведения организуют ряд последовательных этапов работы:

Первый этап: информационный

Принцип «осведомлен, значит, вооружен» работает как никогда лучше. Учитывая стремительность, с которой сегодня меняется наша система образования, важно уметь рассказать о себе, обозначить преимущества и заинтересовать будущих абитуриентов.

  • Информация и реклама в справочниках для абитуриентов, сети Интернет и СМИ;
  • Рекламная и сувенирная продукция с символикой учебного заведения на выставках, смотрах, образовательных форумах;
  • Информация на сайте колледжа о профессиональном выборе студентов, выпускников учебного заведения;
  • Информационное сотрудничество с другими образовательными учреждениями города.

На этом этапе школьники получают максимум сведений о специальностях, их содержании, статусе на рынке труда, уровнях образования и сроках обучения, перспективах трудоустройства, возможностях продолжения обучения.

Информация о средних учебных заведениях в каталоге «ГлавСправ».

Второй этап: диагностико-консультационный

Этот этап подразумевает индивидуальную работу с каждым ребенком. Специалисты определяют, соответствует ли выпускник выбранной профессии. Для этого проводятся тестирования и консультации психологов.

Важным элементом работы становится «профессиограмма» в которой освещены основные виды деятельности, профессионально-важные качества, медицинские противопоказания и т.д.

Каталог профориентационных организаций на сайте «ГлавСправ».

Третий этап: массовый

Когда выбор еще не сделан, но школьник уже предполагает, в какую сторону он хочет (и может) развиваться, наступает черед массовых мероприятий.

  • Дни открытых дверей, презентации специальностей;
  • Экскурсии по мастерским и лабораториям с привлечением студентов;
  • Ярмарки профессий;
  • Мастер-классы;
  • Семинары, тренинги;
  • Тематические олимпиады;
  • Совместные мероприятия с городскими, районными центрами профориентации, МУК;
  • Родительские собрания;
  • Участие в культурно-массовых и спортивных мероприятиях района, города.
Образовательные выставки и дни открытых дверей в ссузах Петербурга на сайте «ГлавСправ».

Четвертый этап: развивающий

На этом этапе школьников мотивируют к выбору той или иной профессии тем, что показываю дальнейшие перспективы конкретного образовательного направления. Иными словами, средние учебные заведения не только рассказывают, «как учиться», но и «куда податься». Совместно с предприятиями города, ссузы организуют профессиональные пробы, встречи с представителями служб занятости, кадровых служб предприятий города, профессиональные конкурсы. Это помогает и детям, и, что тоже немаловажно, их родителям почувствовать «твердую почву под ногами» и убедиться в правильности своего выбора.

Информационно-аналитические материалы о выборе профессии на сайте «ГлавСправ».

ГлавCправ. 2012

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011