Магнитогорск

Раздел Высшее образование

Статьи

25.10.2011

Вузы в новых образовательных условиях

В редакцию ГлавСправ поступает много вопросов от родителей старшеклассников, которые не могут разобраться в изменяющейся структуре университетов. Вместо привычных всем факультетов, абитуриент должен выбирать довольно эфемерное «направление образования». Укрупненные направления, профили, лицензированные и нелицензированные программы направления обучения, бакалавриат… как в этом разобраться? На что ориентировать детей?

Прояснить эти важные для абитуриентов 2012 года аспекты реформы в области высшего образования, поможет первый проректор Санкт-Петербургского университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП), профессор В.И. Хименко.

Хименко Виталий Иванович, первый проректор по науке СПбГУАП, доктор технических наук, профессор

В этом году вузы стали реализовывать новые образовательные стандарты. И как всегда в переходный период, возникло множество трудностей с дисциплинами, учебными планами, практиками, лабораториями и учебно-методическим комплексом по каждой дисциплине. Все это приходится готовить заново, если нет достаточно плотной стыковки старого и нового стандартов.

Нестыковки при переходе

Наибольшие проблемы возникают там, где появляются новые направления. Ярким примеров является девятая укрупненная группа перечня направления ВПО, связанная с образовательными программами информационной безопасности. В ней не было бакалавриата и магистерской подготовки, только специалитет. Это достаточно сложные специальности, связанные с защитой информации, с компьютерной безопасностью.

С введением бакалавриата введены новые документы и порядок аккредитации. Теперь аккредитованными считаются укрупненные группы специальностей, а не каждая образовательная программа, как раньше. И если в этой укрупненной группе не было бакалавриата, то теперь он оказался неаккредитованным.

Вот и получается: есть у вуза свидетельство об аккредитации, где записана специальность, связанная с информационной безопасностью, а бакалавриат в ней оказался неаккредитованным. Это нестыковка. Значит, у студентов, поступивших на бакалавриат по этому направлению нет защиты от призыва в Вооруженные силы.

Дефакультетизация вузов

Корр.: Сегодня некоторые вузы вообще отказались от структуры факультетов — поступающие выбирают направления обучения. В некоторых вузах схожие направления обучения дают сразу на двух факультетах. Учебные программы начинаются у всех вместе, а на следующем курсе потоки студентов все-таки разводят на разные факультеты, специализируя несколько иначе. Прокомментируйте, пожалуйста, эту тенденцию.

Изменился прием, изменились условия лицензирования и аккредитации образовательных программ.

Структуру образовательных подразделений (кафедр и факультетов), конечно, нужно корректировать. Если одни и те же экзамены по принципу ЕГЭ сдаются в школе, и выпускник поступает в вуз, то понятие «факультет» на самом деле размывается. Мы в ГУАПе пока не очень резко это реформировали, но только потому, что у нас уже была проведена работа, позволившая концентрировать образовательные программы на факультетах по укрупненным группам. И это дало возможность сохранить структуру факультетов.

Реформирование такого рода необходимо для перехода на новые стандарты. Это только первый год обучения, программы только вступили в действие, и еще полных 4 года вузы будут продолжать обучать по старым стандартам.

Видимо сейчас настало время, когда одни вузы будут держать прежние структуры (факультеты), другие сразу перейдут на новые структуры, а третьи будут пребывать в промежуточном состоянии, держа и то и другое…

Реформирование должно происходить постоянно, ведь условия так часто меняются.

Вузов меньше, да лучше

Корр.: Сейчас многие вузы «сливаются» и укрупняются. Прокомментируйте, пожалуйста, этот процесс.

Думаю, этот процесс носит во многом искусственный характер. Он связан не столько с образовательной деятельностью, а с хозяйственной (здания в центре города, площади) и частично экономической заинтересованностью.

Некоторые СМИ, которые пишут о процессе слияния вузов в Санкт-Петербурге, уже публикуют карты центра города, где указано, где находятся вузы сейчас. Это хорошие места — исторические здания, которые можно приспособить под другие цели.

С одной стороны, страшного в слиянии ничего нет. Замысел хороший: укрупнить университет, сделать его более устойчивым, более разносторонним. Есть возможность заметно увеличить разнообразие образовательных программ, и некоторые вузы смогут таким образом дополнить свой арсенал образовательных направлений актуальными и востребованными на сегодняшний день.

Но некоторые слияния университетов выглядят несколько надумано, как попытка объединить несовместимое.


Слухи и реалии «поглощаемых» университетов

Сегодня сайт Северо-Западного государственного заочного технического университета открывается следующим обращением к студентам:

«В последнее время в Университете высказываются мнения и циркулируют слухи, связанные с тем, что СЗТУ присоединен к Горному университету. В связи с этим считаю целесообразно изложить ряд позиций, связанных с присоединением:

1. Ректору СПбГГУ в соответствии с Приказом Минобрнауки №2305 от 16 сентября 2011г. надлежит обеспечить продолжение обучения лиц, обучающихся в Северо- Западном государственном заочном техническом университете, с их согласия в Санкт-Петербургском государственном горном университете с сохранением формы и условий обучения.

2. Стоимость обучения в нашем университете в соответствии с указаниями Президента РФ зафиксирована до конца обучения и может в отдельных случаях увеличиться только на официальный процент инфляции.

Таким образом, все вы имеете возможность продолжить обучение в одном из лучших вузов России — в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный горный университет», имеющем статус «научно-исследовательский», по ценам СЗТУ.

В течение некоторого времени название университета скорее всего изменится, поскольку это будет уже не отраслевой горный университет, а мощный политехнический комплекс мирового класса.

Уверен, что администрация СПбГГУ найдет компромисс, чтобы учитывать потребности и возможности наших студентов.

В последнее время в Университете появился целый ряд «ходоков» из других вузов, занимающихся переманиванием наших студентов. В основном это те вузы, которые не могут набрать необходимое количество студентов. В первую очередь это негосударственные вузы, а также ряд государственных. Переходить или не переходить это личное дело каждого студента. На наш взгляд этот переход будет нецелесообразен, поскольку, как уже отмечалось, вы будете учиться и получите диплом вуза мирового класса, выпускники которого, безусловно, востребованы на рынке труда».


ГлавCправ. 2011

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011