Курск

Раздел Высшее образование

Статьи

09.04.2010

Музей истории СПбГАСУ


Музей истории Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, как неотъемлемая часть вуза, прошел все стадии развития: от учебного «музеума и кабинетов при оном» с систематическими коллекциями в Институте гражданских инженеров, до современного музея исторического профиля.


Музей истории ГАСУ

В сентябре 2007 года коллектив СПбГАСУ приурочил экспозицию музея к празднованию своего 175-летия. Обновленный музей знакомит с университетом — alma mater многих поколений инженеров-архитекторов.

Основы учебного музея были заложены еще в период становления института, в Училище гражданских инженеров (1832 год). Он продолжал развиваться в период существования Строительного училища (с 1842 г.) и полноценно вошел в учебную структуру Института гражданских инженеров (с 1882 года).

Музей располагался в помещениях второго этажа основного здания института по Царскосельскому проспекту (ныне Московский проспект, д. 29). Хранитель «музеума» назначался Министерством внутренних дел по представлению директора Училища и отвечал за сохранение имущества в «целости и порядке». В структуру музея входили: физический, минералогический, геодезический кабинеты, а также кабинет учебной графики.

Музейные собрания графики систематически пополнялись поступлениями из Кабинета студенческих работ, в котором формировался этот фонд. В дальнейшем лучшая дипломная графика оформлялась в альбомы, издававшиеся в ИГИ с 1904 по 1916 год. Музейная графика, так же как и коллекции моделей, образцов, механизмов и инструментов других кабинетов, использовалась в образовательном процессе и формировала учебный музей инженерной школы Института.

Основа выставочного фонда: подлинные документы, фотографии, архитектурные проекты и мемориальные предметы по истории института. Среди них есть настоящие раритеты, например, факсимиле Василия Антоновича Косякова — первого демократически избранного директора Института гражданских инженеров (1905 г.), а также выпускные альбомы конца 19 века в кожаных переплетах, с золотым тиснением и эмблемами Императорского Института. Эти редкие экспонаты пропитаны не только пылью времени, но и ароматом давно ушедшей дореволюционной эпохи.

Определенную атмосферу в залах музея создают два собирательных образа: фрагменты кабинета директора института и архитектурной мастерской. Они связывают учебный процесс института с архитектурно-строительным творчеством его преподавателей и воспитанников. На фоне воссозданных интерьеров и разворачивается история одного из старейших учебных заведений России.

Главным объектом экспозиции музея является архитектурное творчество гражданских инженеров. Перед посетителями предстают сохранившиеся проекты фондов старого музея в дореволюционном разделе, проектные работы выпускников вуза и преподавателей эпохи советского периода, перестроечного и постперестроечного времени. Это напрямую связано с тем, как веками создавался облик Северной столицы. Знаете ли вы, что градостроительный феномен нашего города складывался руками мастеров двух архитектурно-строительных школ: Академии художеств и Института гражданских инженеров. Соперничая, но при этом взаимно дополняя друг друга, они сумели создать город неповторимой красоты — Санкт-Петербург.

Расцвет архитектурно-строительной школы Института гражданских инженеров приходится на конец 70-х годов XIX века — в период подъема промышленного предпринимательства и появления новых строительных материалов и конструкций из металла и железобетона. В этот период по проектам гражданских инженеров создается каждое четвертое здание в Петербурге, а это более двух тысяч построек.

Среди мемориальных предметов по его истории есть много любопытного, например, материалы о деятельности Общества гражданских инженеров (1894-1917 гг.). Оно создавалось для «товарищеской взаимопомощи гражданским инженерам, работавшим в разных губерниях», а также для решения научных, строительных и общественных задач. Общество решало не только инженерно-технические вопросы, организовывало выставки, но и помогало семьям гражданских инженеров, заботилось о неимущих. В период голода в Саратовской, Самарской губерниях оно открывает столовые, посылает средства на оказание помощи пострадавшим от неурожая крестьянам.

13 октября 1902 года Общество праздновало открытие собственного здания на Серпуховской улице, 10. Там имелся и свой научный музей, и клуб, вечера которого пользовались большой популярностью в художественных кругах Петербурга. Даже после упразднения Общества, в 20-е годы прошлого века, на Серпуховской сохранились традиции дореволюционных лет, продолжал работать театр.

Что же касается дальнейших событий в вузе, то отражают события российского масштаба. Ушли в прошлое воспитанники, одетые в форму элитного императорского института, и солидная профессура сторонится новых студентов, порой пришедших прямо с фронтов гражданской войны, одетых в шинели и совершенно не похожих на прежних, благообразных. А те, по правилам нового революционного времени, ведут себя на равных с маститыми профессорами и академиками. Свидетельством тому фотографии и документы эпохи.

Чреди экспонатов музея встречаются очень любопытные сюжеты. Как-то в институт прислали фотографию, на которой была заснята на фоне самолета группа преподавателей, сотрудников и студентов института. Фотография сопровождалась следующим текстом: «На летном поле у самолета, после передачи его авиачасти, группа студентов, преподавателей и служащих института Гражданских инженеров. Самолет построен на средства студентов, преподавателей и служащих института Гражданских инженеров. Снимок 1927-1929».

Любопытный сюжет, не правда ли?

Однако для конца 1930-х гг. событие не исключительное, а наоборот, вполне соответствует идеологическому настрою эпохи: в те годы было популярно на средства от зарплат и стипендий построить самолет или другую военную технику и подарить Родине. Такое вот проявление советского патриотизма.

Однако, эта история имеет продолжение. В 1982 году пришло еще одно письмо, теперь уже из Нижнего Тагила, от заместителя командира войсковой части № 73795 гвардии полковника Гупаленко с просьбой прислать копию фотографии о передаче коллективом института в 1930 году первого самолета Р-1 в Первую авиационную эскадрилью Ленинградского военного округа. К письму прилагался текст. И чтобы вы почувствовали прелесть и аромат документа эпохи, привожу один из его фрагментов: «1 августа 1930 года в обстановке героической борьбы советского народа за социалистическую перестройку народного хозяйства, в обстановке усиливающегося в буржуазном мире экономического кризиса, в обстановке, когда капиталистические страны активно готовили войну против первой страны социализма, по инициативе студентов, преподавателей и слушателей Ленинградского института коммунального строительства под непосредственным руководством Коммунистической партии и Советского правительства была сформирована на ст. Кречевицы 1-я авиационная эскадрилья, вооруженная самолетами Р-1».

Это был 1930 год, до начала войны было еще далеко, однако время, когда понадобились танки и самолеты наступило. 14 марта 1942 года большая часть коллектива института вместе с другими вузами города тремя эшелонами эвакуировалась в Ессентуки, а затем — в Барнаул. В эвакуации удалось наладить учебный процесс и повседневная работа коллектива вуза шла до января 1943 года. В тот же год, когда Ленинград был освобожден от блокады, ЛИСИ одним из первых вузов возобновил свою деятельность в родном городе. В фондах музея хранятся уникальные документы — объявление о приеме студентов на 1-й курс 1943-1944 учебного года (сразу после возвращения основной части коллектива из эвакуации) и повестка о явке на занятия 11 октября 1943 года.

В 1948 году большое число профессоров, преподавателей, студентов, рабочих и служащих за активное участие в укреплении обороны Ленинграда была награждена медалью «За оборону Ленинграда».

Еще в начале Великой Отечественной войны, 5 октября 1941 года, в корпус, где находился музей, попала фугасная бомба. Были разрушены пять этажей здания, а возникший пожар практически уничтожил фонд музея. После войны работа музея ЛИСИ возобновилась. Его возрождение началось с выставки, посвященной героизму коллектива института в годы войны.

Тема войны, как впрочем и другие локальные темы или события, а также мемориальные материалы персоналий имеют свое продолжение «скрытым планом» в ящичках-витринах экспозиционных столов в центре зала. Это традиционный прием В. И. Короткова — художника, автора проекта музея. Владимир Иванович закончил архитектурный факультет ЛИСИ в 1958 году и с этого времени плодотворно работает в области музейного дизайна. В экспозиционном творчестве он придерживается одной принципиальной позиции: «Музеями должен заниматься человек, который объединяет в себе и архитектора, и историка, потому что тот, кто создает экспозицию должен иметь чувство пространства,ощущение времени, эпохи. Я считаю,что музей непременно должен выглядеть современно. Нужно обрамлять историю в новую форму, чтобы она лучше воспринималась нами». А потому так радостно, по его словам, когда даже требовательная молодежь после посещения музея пишет восторженные отзывы – «Как классно! Супер! Обязательно приду еще и приведу друга».

Конечно! Приходите, друзья, в музей! И приходите чаще, ведь неплохо знать историю учебного заведения, в котором учишься или собираешься учиться. А СПбГАСУ может гордиться еще и тем, что его школа признана как в нашей стране, так и за рубежом.

Фотогалерея


Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

ГлавСправ. 2010

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011