05.04.2011
Третья версия проекта стандарта образования для старшей школы
На сайтах Института Информатизации образования РАО и Института содержания и методов обучения появился новый проект стандарта образования, изложенный на 38 страницах лаконичным и понятным языком. Данный проект разработан в РАО и не имеет отношения к проекту, разрабатываемому группой под руководством Г.А.Балыхина.
Общее впечатление от проекта очень положительное, в нем учтены практически все замечания, высказывавшиеся участниками Всероссийского Интернет-Педсовета, за исключением одного — остается проблема, связанная с использованием подушевого финансирования сельских школ.
Это единственный серьезный недостаток проекта, т.к. при использовании подушевого финансирования сельские школы становятся нерентабельны, их массово закрывают, и нарушается право детей на получение образования. Особенно остро эта проблема проявляется, например, в Сибири и на Севере. Возможно, достаточно указать, что должны быть специальные нормы для этих школ.
Также в тексте проекта школьное образование упоминается как «образовательная услуга» — но, вероятно, это просто неудачная устаревшая формулировка, не соответствующая уже принятому за основу новому проекту закона об образовании.
В остальном проект:
- Позволяет продолжать обучение в школах так, как оно сейчас идет.
- Дается определение всех используемых терминов, что устраняет неоднозначности; четко определяет, что регулируется стандартом; упоминает о механизме регулирования тех элементов, которые не задаются стандартом.
- Гарантирует финансирование не только урочной, но и внеурочной деятельности (кружки, школьные спектакли, спортивные соревнования, конкурсы и т.п.).
- Позволяет «сильным» школам выстраивать собственные схемы обучения, заметно отличающиеся от принятых в большинстве школ. С повышенными требованиями к учащимся и углубленным изучением профильных предметов по сравнению со стандартными требованиями. Таким образом, не губятся гимназии и лицеи.
- Имеются возможности для создания вариативности обучения, но в разумных пределах, с 70% обязательного объема и 30% вариативного (плюс вариативная внеурочная деятельность, составляющая примерно треть от урочной). В отличие от варианта А.Кондакова это способствует сохранению единого образовательного пространства при наличии достаточной вариативности. А там вариативным было 60%, а обязательным 40% от объема.
- Имеется два уровня изучения предметов, базовый и профильный. Интегрированный уровень, который ниже базового, т.е. «ниже плинтуса», отсутствует.
- В соответствии с этим вводится два уровня сдачи ЕГЭ: базовый на получение аттестата зрелости на уровне «зачет/не зачет», и профильный со 100-балльной шкалой - для поступления в вузы. Это абсолютно правильный подход с точки зрения теории педагогических измерений.
- Новые предметы (бывшие «интегрированные») предлагается читать на базовом уровне, но не вводить их до тех пор, пока не будут проведены необходимые исследования, доказывающие их целесообразность.
- Информатика выделена в отдельный обязательный блок.
- Отсутствует одиозный курс «Россия в мире».
Источник: Педсовет