Кострома

Раздел Профориентация. Образовательный и карьерный маршрут

Статьи

27.12.2016

Дуальное профессиональное образование в Австрии

Экономике страны требуется не столько увеличение числа ученых, сколько увеличение числа работников производственной сферы. Как осуществляется решение этой проблемы в одной из благополучных стран Европы – Австрии? Корреспондент ГлавСправа Елена Загальская изучила этот вопрос, находясь в стране, где ежегодно происходит прирост годового дохода и самый низкий уровень безработицы среди молодежи в Европе.


Уже несколько лет Российское профессиональное образование склоняется к дуальному, например, активно участвует в движении WorldSkills, проводит различные фестивали и выставки профессий.

Есть страны, где нет такого колоссального разрыва между гуманитарным академическим и профессиональным обучением, и многие проблемы образования решены. С их опытом можно познакомиться.

В Австрии самая низкая безработица среди молодежи стран Европы, самый низкий процент учащихся, бросивших учебу до получения диплома. Практически все, кто закончил учебное заведение и успешно защитил диплом, работают по профессии.

Почему в Австрии получить профессиональное образование не менее престижно, чем университетское? Почему в профессиональные учебные заведения Австрии едут из других стран Европы, даже таких экономически успешных, как Германия и Италия? Причин несколько. Попробуем в них разобраться.

Структура образования в Австрии

Система образования в Австрии, как и в России, определяется не только общеевропейскими законами, но и традиционно австрийскими, которые эффективно работают уже более полувека и образуют три ступени образования(см. таблицу).

Возраст Учебное заведение Ступень
18 УНИВЕРСИТЕТЫ ПРЕДМЕТНЫЕ ВУЗы педагогический, медицинский и др. АКАДЕМИИ творческие 3
15-17 ГИМНАЗИЯ старший уровень КОЛЛЕДЖ Работа 2
Профессиональная Академия Профессиональное среднее уз Школа профессии на предприятии
Политехнический класс
10 -14 ГИМНАЗИЯ средний уровень НОВАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА Спец. школа для детей с отклонением в развитии развитии 1
6-9 НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
4-5 ПРЕДШКОЛА
2-3 ДЕТСКИЕ ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Таблица 1. Три ступени образования в Австрии

В каждой из трех ступеней образования можно выбрать то учебное заведение, которое соответствует степени подготовленности ребенка к учебным нагрузкам и его психологическим особенностям. На всех возрастных уровнях ребенка могут тестировать и консультировать психологи и другие специалисты.

На первой ступени, при переходе из детского сада в школу, есть уровень «Предшкола», где ведется подготовка к школе детей, которые при тестировании в 5 лет показали неготовность к школьным нагрузкам. Фактически это короткие уроки, которые проходят по режиму детского сада.

Уровни школы разделены. В зависимости от способностей, дети обучаются в начальной школе 3 или 4 года, а затем поступают в первый класс гимназии или Новой средней школы. Ее особенность – школа полного дня. До обеда идут уроки, а после обеда – «продленка», где дети с учителем делают домашнее задание. Свободное время проходит под присмотром и при участии специального педагога.

После 4-х лет учебы в среднем уровне школы, дети поступают на следующий уровень. Именно здесь можно менять школу и/или профиль. Гимназисты, показавшие лучшие успехи в учебе в течение первых четырех лет и успешно сдавшие итоговые экзамены, продолжают обучение в гимназии. Тем, кто окончил Новую среднюю школу, и гимназистам, не справившимся с экзаменами, предлагается профессиональное образование.

Ребятам, которые не определились с дальнейшей профессией, дается один год на профориентацию. Они ходят в специальное учебное заведение, где основное время проводят на различных предприятиях, осваивают базовые навыки мастерства в нескольких направлениях и выбирают, какое им ближе. После этого они могут выбрать для продолжения обучения разные учебные заведения. Одно из них - Профессиональная школа при предприятии, где можно сразу начать работать, получать зарплату и продолжать учиться. Три дня в неделю занимает только работа, остальные три дня –учеба.

    Те, кто еще в школе определился с профессией, сразу поступают в Профессиональное среднее учебное заведение, которое предлагает два варианта обучения:
  • обучение профессии без получения аттестата зрелости, занимает 3 года,
  • получение профессии и обучение с выдачей аттестата зрелости, занимает 5 лет.

Профессиональное образование Австрии, в отличие от академического, устояло перед глобальными реформами и удержало свои ценности, опыт и эффективность, не поддавшись соблазну «прилепиться» к болонскому процессу.

Профессиональное высшее учебное заведение (Академия коммерции в определенном направлении – туризме, технике, экономике) готовит менеджеров среднего звена для банков, логистических и туристических предприятий, обеспечивает средний бизнес. После окончания такой Академии нужен еще один год учебы в колледже, где в дополнение к коммерческим предметам изучают юридические: налоговые вопросы, организацию предприятия. И после этого студент получает право открыть свое дело, создать небольшую фирму.

Градообразующие предприятия определяют профиль профессионального обучения

В небольших городках в Австрии есть градообразующие предприятия промышленности. Например, горнодобывающее (серебряные рудники, г. Швац), производство автомобильных моторов (Грац и Штаер), кристаллов Сваровски для украшений и оптики (Ватенс). На всех предприятиях непременно есть Школа профессии и учебный центр, где можно постигать обычные школьные предметы с учителями и готовиться к экзамену на Аттестат зрелости профессионала.

В районах Австрии (9 земель) не существует проблемы перепроизводства кадров того или иного направления. Профессиональное образование поставляет именно те кадры, которые нужны этому району и столько, сколько рабочих мест на градообразующих предприятиях.

В профессиональных Академиях есть свое учебное предприятие, которое курируется крупным градообразующим, где студенты учатся организовывать проекты, реализовывать их до получения первой прибыли. В этих учебных заведениях приблизительное соотношение учеба/практика равно три к двум, в средних профессиональных учреждениях – два к трем, а в Школе профессии на предприятии – один к трем.

Обучение на производстве довольно выгодно для предприятия и страны, и поэтому поддерживается государством на финансовом уровне. Прошедшие обучение на этом уровне имеют право работать, но не могут открыть свое предприятие. Для получения разрешения об открытии собственного дела нужно закончить Колледж.

В Колледж профессиональной Академии принимают только с аттестатом зрелости (независимо от того, где он получен – в школе, в гимназии или в учебном заведении среднего образования).

Обучение в Колледже дотирует государство, которое заинтересовано в том, чтобы предприятия малого и среднего бизнеса были прибыльными и не обанкротились. Поэтому особое внимание при обучении и мастеров, и будущих предпринимателей уделяется коммерческим и юридическим предметам: бухгалтерии, организации предприятия, налогообложению, государственному праву и закону и т.д.

Преподавание английского языка близко по объему к преподаванию профессиональных предметов. Даже в среднем профессиональном учебном заведении многие защищают диплом на английском языке (это дает плюс при устройстве на работу), особенно в туристической и менеджерской областях.

Закон о профессиональном обучении на предприятии

    Закон, который содержит положения, регулирующие обучение профессиям на предприятии, был принят в 1969 году (последние изменения внесены в 2015 г.). В нем отражены следующие опорные моменты:
  • Кто имеет право обучаться и кто имеет право преподавать.
  • Профессии, которые можно получить в системе профессионального образования.
  • Правила обучения.
  • Интеграция обучения на предприятии.
  • Обязанности учителей.
  • Обязанности учеников.
  • Договор об обучении, включающий условия досрочного окончание контракта, зарплата по учебному контракту.
  • Какие преференции от данного профессионального обучения получают обучающиеся.
  • Какая выгода для предприятия, которое обучает профессии молодых людей.

Закон все время дополняется и актуализируется, сейчас профессиональное образование работает по редакции закона от 2015 г. (в секретариате бундесканцлера Австрии можно найти актуальную редакцию закона.

Массмедиа о профессиональном образовании

Главной задачей массмедиа является формирование позитивного образа профессионального образования в сознании граждан. Ежедневно в каждой газете есть материал, посвященный этой теме. «Рекламный шум» явно работает на пользу экономики страны, потому что формирует в сознании граждан страны позитивное отношение к человеку труда, к малому и среднему бизнесу.

«Большим преимуществом дуальной системы профессионального образования является непрерывное совершенствование учебного процесса и эффективное обучение профессиям. Система профессионального образования может гибко реагировать на потребности экономики и промышленности в кадрах и предлагать соответствующие требованию рынка труда учебные программы и места для обучения и практики» (из местной газеты, Инсбрук, декабрь 2016).

В каждом учебном заведении есть стойка с информационными проспектами, которые рассказывают, куда можно пойти учиться по достижении 14-ти лет, то есть по окончании второй образовательной ступени.

На Ярмарке образования, которые в Инсбруке проходят дважды в год, посетителям предлагают листовку, на которой изображения многих известных всей стране лиц - артистов, политиков, ученых, и вопрос: «Что у этих персон общего?». Ответ на другой стороне листовки: «Они посещали Торговую профессиональную Академию!».

    Реклама учебного заведения носит не призывный характер, а отвечает на вопросы престижа и отвечает следующим вопросам профориентации:
  • Ориентация на компетенцию: „все зависит от мастерства“.
  • Ориентация обучения на практику: выделение теоретических знаний из практических навыков.
  • Формирование предпринимательского мышления, как основной принцип обучения.
  • Связывание родственных предметов: предпринимательство, экономика и менеджмент – образование кластера.
  • Новая модульная структура средней ступени профессионального образования.
  • Частично-стандартизованный экзамен на аттестат зрелости: льготный вариант для получивших профессию и подтвердивших уровень мастерства.
  • Автономия учебного заведения. Высококачественный менеджмент.
  • Образовательные стандарты для обеспечения качества обучения, а также освоения профессиональных навыков.
  • Фокус на персональной и социальной компетенции (языки, экономическая, правовая и компьютерная грамотность, умение работать в команде и т.д.).
  • Содержание курсов, ориентированное на техническое и экономическое будущее – как основа актуальности обучения.

Отдельного объяснения достойны следующие положения из этого списка:

Выделение теоретических знаний из практических навыков - это, так называемый, эвристический подход к получению знаний. Учащийся из практики, из повторяющихся операций сам выделяет закономерности, а после этого может выяснить и принципы работы.

Вот на этом этапе ему и понадобится наставник, этапы «что делать» и «как делать» учащийся может легко повторить и выполнить самостоятельно – это исполнительская роль малоквалифицированного рабочего. Но если студента заинтересуют вопросы «как это работает?» и «почему это так, а не иначе?» (теоретическая основа его практических навыков и задач), то в результате он получит истинное знание, основанное на практике. Это уже уровень инженерно-технического сотрудника. А если кроме этих вопросов перед ним встанет задача, как внедрить ту или другую инновацию, как продвинуть ее на рынок, то такому профессионалу дорога в инженерно-управленческий эшелон через высшее техническое образование.

Формирование предпринимательского мышления как основной принцип обучения происходит через изучение коммерции, принципов бухгалтерии, торговли и налогообложения. Уже в 17-18 лет молодые люди готовы открыть свое предприятие и правильно вести свой бизнес, пользуясь, помощью государства. Еще до достижения совершеннолетия студенты профессиональной Академии становятся осознанными участниками экономического процесса страны. Отсюда и высокое гражданское сознание молодежи.

Аттестат зрелости для мастера

Мастер, профессионал своего дела – это очень почетная позиция в обществе. Эти люди пользуются заслуженным уважением, их работа хорошо оплачивается. Однако, для того чтобы занять более высокую должность (уровень мастера сертифицируется), необходим Аттестат зрелости и более высокий уровень образования. Существующая система профессионального обучения позволяет это сделать.

    Если уровень «мастер» подтвержден квалификационным экзаменом, человек имеет право сдать экзамены на «льготный Аттестат зрелости» (в дословном переводе «Аттестат зрелости профессионала»). Такой экзамен был введен в 1997 г. и пользуется большой популярностью. Для получения Аттестата зрелости профессионала необходимо сдать 4 обязательных экзамена (допускается сдача экстерном):
  • Немецкий язык – 5-часовой письменный экзамен.
  • Математика – 4-х часовой письменный экзамен.
  • Иностранный язык (чаще всего английский) – 5-часовой письменный экзамен или устный экзамен в дополнение к результатам экзамена в профессиональном учебном заведении.
  • Профессиональный экзамен – 5-часовой экзамен, в котором есть письменная часть (теория) и практическая часть (мастерство).

Любые части экзамена можно сдавать не подряд, как сессию, а собирать по одному несколько лет (например полгода подготовки по одному предмету и сдача экзамена, следующие полгода посвящаем другому предмету и экзамену). Обязательным условием является работа кандидата на производстве. Готовиться к экзамену можно как самостоятельно, так и посещая вечернюю школу.

Вечерние школы, Колледж, льготный Аттестат зрелости – все это базируется в Высшей профессиональной школе. С «Аттестатом зрелости профессионала» можно поступать в Университет на специальность, близкую по профессиональному профилю. По окончании этого обучения можно претендовать на высшие должности, вплоть до директора предприятия.

Среднее профессиональное образование конкурирует с высшим

Те, кто не сдал на позитивную оценку Государственный экзамен, могут поступать в Профессиональное учебное заведение, овладевать профессией, доучиваться по необходимому предмету, и сдать его на следующий год.

И таких выпускников немало, так же как и в России, «математика портит всю статистику».

По данным министерства образования Австрии, в 2015 году те, кто сдавал экзамены на аттестат зрелости (по окончании гимназии, в профессиональных школах или льготный аттестационный экзамен профессионала, статистика общая) показали следующие результаты.

    Математика
  • юноши: «неуд» - 16.7%, «очень хорошо» - 12,1 %,
  • девушки: «неуд» - 25,4%, «очень хорошо» - 6%.

Девушки чаще поступают в профессиональные школы, там их профессионально «подтягивают» и «грузят» бухгалтерией – без нее ни одной профессиональной школы не бывает. Кстати, математика в прикладном аспекте дается учащимся чуть легче.

    Английский язык сдают и девушки и парни гораздо лучше:
  • Только 4,4% юношей не сдали экзамен по английскому языку, но 25, 8 % получили оценку «очень хорошо»,
  • у девушек 6,3 % не сдали экзамен, но 26,5 % сдали на «очень хорошо».
    Немецкий язык
  • Девушки привычно лучше сдают родной язык, чем математику. Немецкий язык не сдали 4,9% девушек, сдали с оценкой «очень хорошо» 21,4%.
  • У юношей с родным языком похуже – не сдали 4,9 %, сдали на «очень хорошо 15,9%.
  • Из этих цифр понятно, что для тех, кто не сдал экзамена на Аттестат зрелости по любому из предметов, прямая дорога в профессиональное образование. Но делают они такой выбор не от безысходности, а из желания самостоятельности - ведь проучившись три года можно идти на работу, получать свою зарплату и жить независимо. А после пяти лет обучения молодой человек не только «рассчитается» со всеми необходимыми экзаменами Аттестата, получит актуальную профессию, сможет открыть свое собственное малое или среднее предприятие и рассчитывать на кредитную поддержку государства.

    Таблица 2. Изменение предпочтений в выборе профессионального учебного заведения среди молодежи за год

    В 2015/2016 году пришло в учебные заведения всего 1 млн. 90 тыс. учащихся, из них:

    Категория школы Число учащихся Изменение по сравнению с прошлым годом
    Начальная школа 328 143 -10,1 %
    Новая общая школа 208 136 -22,7%
    Средний уровень гимназии 112 802 -3,0%
    Старший уровень гимназии 91 222 +12,4%
    Политехникум 15 816
    из них 38% девушки
    -27,3%
    Школы для детей с особенными потребностями 14 247
    из них 35% девушки
    +7,1%
    Профессиональное обучение детей с особенными потребностями (их 71) 7 932
    из них 73% девушки
    Профессиональные школы на производстве (их 157) 123 232
    из них 23% девушки
    -1,4%
    Профессиональные учебные заведения, (средний уровень, 3 года обучения, их 530) 45 523
    из них 43% девушки
    -16,8%
    Профессиональные учебные заведения высшего уровня (5 лет обучения, их 530) 134 802
    из них 50% девушки
    +2,1%
    Педагогические училища, готовят педагогов детских садов и социальных работников (42 учебных учреждения по стране) 12 217
    из них 95% девушки
    +37,4%

    Ажиотаж интереса к педагогическим профессиональным заведениям вызван новым витком в реформировании образования. Большинство школ превратились в «школы полного дня», обеспечение которых педагогическими кадрами требует новых сотрудников, то есть открывается много новых рабочих мест. Растет популярность Домов престарелых и центров психологической адаптации для перемещенных лиц, куда тоже требуются социальные и медицинские сотрудники среднего звена - это тоже новые рабочие места для молодежи.

    Кадровый спрос и предложение

    Рынок труда Австрии в большой степени определяется всеевропейским разделением труда между странами, участницами Союза. Австрия - страна скорее производящая (сталь и сплавы, тяжелая промышленность, гидроэлектростанции, медицинские и биотехнологии, IT-технологии и оптика). Значительная часть дохода страны определяется зимним (горнолыжным) туризмом, все это определяет профессиональный профиль и, как следствие, влияет на профессиональное образование в Австрии, формируя направление кадрового спроса.

    Не следует забывать о притоке учащихся в профессиональные учебные заведения из молодежи с миграционным фоном. Беженцы или перемещенные лица, получившие позитивный ответ на запрос о статусе беженца, вместе с материальным содержанием получают право, наряду с австрийцами, посещать профессиональные учебные заведения бесплатно. При выполнении общих требований по профессии и уровню знаний они получают право работать на предприятии или даже открыть собственное. Среди учащихся профессиональных школ до 25% студентов из Турции, Сербии, Хорватии, Венгрии, Украины и стран Прибалтики. Австрия заинтересована, чтобы прибывшие в страну молодые люди хорошо ассимилировались, устроились в жизни и стали настоящими гражданами страны, а не были бы бесполезным балластом и не составляли криминальной угрозы местному населению.

    Популярные направления обучения у молодежи Австрии

    Профессиональные вкусы и предпочтения молодежи являются довольно чутким и точным барометром, показывающим реальные экономические особенности той или иной страны.

      Австрийские молодые люди охотно идут на следующие направления профессионального обучения в профессиональных школах, Академиях и колледжах:
    • Туризм и индустрия досуга, в том числе фитнес-консультант, повар, менеджер продуктов и напитков, администратор гостиницы, официант, туристический бизнесмен и другие специалисты, обеспечивающие туристические агентства, транспортные и другие мероприятия.
    • Средства массовой информации, культура, развлечения.
    • Электротехника, электроника.
    • Информационные технологии, в частности:
      - прикладное программное обеспечение,
      - базы данных,
      - аппаратные средства,
      - связь и телекоммуникации,
      - новые средства массовой информации,
      - управление организацией и IТ.
    • Системное программное обеспечение и система их поддержки.
    • Тяжелое машиностроение. Автомобилестроение.
    • Транспорт и логистика.
    • Торговля, маркетинг, электронная коммерция, в том числе:
      - снабжение и логистика,
      - торговля и экспорт,
      - информация и СМИ,
      - маркетинг,
      - сбыт,
      - реклама и связи с общественностью.
    • Здоровье, оздоровительный фитнес.
    • Финансы. Страхование.
    • Строительство и сопутствующие профессии.
    • Социальная работа.
    • Профессии с короткой подготовкой на предприятии.

    Путь, по которому идет дуальное образование в Австрии, уже много лет как оправдал себя и заслуживает, чтобы на него обратили внимание и теоретики от образования, и вероятные потребители – молодые люди.


    Елена Загальская, ГлавСправ 2016

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011