Химки

Раздел

Статьи

29.09.2010

ЕГЭ — не индикатор образования

Летний «вступительный марафон» — жаркая пора для выпускников школ и их родителей. В этом году вокруг привычной нервной борьбы за место в списке разгорелась нешуточная полемика. О едином госэкзамене, ставшем с 2009 года официальным, ходили самые невероятные слухи. Разобраться, где правда, а где ложь, и ответить на наболевшие вопросы наших читателей поможет человек, непосредственно отвечающий за прием в петербургские вузы.

Анатолий Аркадьевич Оводенко

О том, какие уроки преподнесла вузам образовательная реформа, рассказал ректор Государственного университета аэрокосмического приборостроения Анатолий Аркадьевич Оводенко, который на протяжении вот уже десяти лет является председателем Совета по координации приема в вузы.

Корр: Анатолий Аркадьевич, восемь лет ЕГЭ имел статус эксперимента. Наконец, в этом году экзамен стал официальной «путевкой в жизнь» для тысяч абитуриентов. Как ректор ГУАП в целом оценивает итоги «ЕГЭ-2009»?

Оводенко: ЕГЭ в Петербурге пока еще в новинку. И, как любое начинание, у него есть свои положительные и не шибко положительные моменты.

Безусловным достижением ЕГЭ, очевидно, является возросшая доступность высшего образования. С позиции интересов ребят от Калининграда до Владивостока это блестящая возможность для поступления. Нравится это кому или нет, но факт налицо и никто его не отрицает.

Второй плюс, которому уделил внимание президент Дмитрий Медведев и его поддержали ректоры вузов — резко упал уровень коррумпированности или того, что называется коррупцией, в высших учебных заведениях. Есть разного рода оценки по этому поводу, но я могу процитировать госп. Кузьминова (Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики — прим. ред.), который в определенной степени является идеологом высшего образования. Так вот он недавно заявил, что тот уровень, который достигал, по его сведениям, примерно пяти миллиардов долларов в год, резко упал и теперь составляет около сотни миллионов. Хотя и он признает, что, возможно, коррупция переместилась на другой уровень.

Главное, что и президент, и министр образования Фурсенко настаивают, что на уровне вузов коррупции не бывать. И слава богу…

Но вообще на ЕГЭ как на индикатор я не смотрел бы вовсе. Потому что уже признано, что это индикатор не очень качественный. Да, есть результаты ЕГЭ как факт. Но то, что Петербург среди городов Северо-Запада занял одно из самых низких мест, ни о чем не говорит. Как член городской комиссии по ЕГЭ, могу сказать: в нашем городе все было честно на 100%. Я всегда привожу такой пример: вот в Пскове гораздо лучше результат по математике. И что? Псковская школа лучше, чем питерская? Никогда вы мне этого не докажете. Здесь речь идет только о степени участия административного ресурса в процессе сдачи ЕГЭ. Но я не буду делать выводов. Мы отправим результаты в регионы. Они проводили экзамены, пусть они там и разбираются.

Корр: Как мы уже писали, средний конкурс в этом году вдвое вырос по сравнению с прошлым и составил более восьми человек на место. Значит ли это, что ЕГЭ как возможность «прямого» поступления в вуз по-новому мотивирует абитуриентов из регионов?

Оводенко: Конечно. В первую очередь, могу озвучить цифры по Петербургу. Так вот, процент иногородних, принятых на бюджетный прием, в 2001 году составлял около 30%. С каждым годом этот показатель увеличивался, и в этом году впервые в истории нашего города число принятых иногородних больше, чем число питерских — 52%.

Корр: По-вашему, это хорошая тенденция?

Оводенко: Не могу утверждать категорически. Но это, конечно, хорошо для ребят из регионов. И раз уж мы говорим о доступности, здесь как никогда остро встают проблемы адаптации, пропитания, проживания и так далее. Петербург, в отличие от Москвы, раньше не сталкивался с таким наплывом приезжих. Но коли уж мы претендуем на звание образовательной столицы...

С другой стороны, и в каждом конкретном вузе ситуация сложилась разная. В ГУАП на бюджет зачислено около 30% иногородних, хотя традиционно они составляют набор платного обучения. Но, опять-таки, мы приняли и немало контрактников. Больше того скажу, мы один из немногих вузов, который принял их больше, чем студентов-бюджетников.

Резко возросло и число иностранных студентов. Сегодня у нас обучаются представители более чем из 30 стран СНГ, Азии, Европы, всего семьсот человек. И в этом году к нам поступило около двухсот иностранных студентов. Такого еще никогда не было. Обычно больше ста к нам не приезжают. А ведь всего пять лет назад у нас практически не обучались иностранные студенты. Это наше безусловное достижение.

Корр: А как университет помогает решить проблемы приезжих студентов, в частности, жилищные?

Оводенко: Конечно, общежитие — это проблема, т.к. иногородних с каждым годом все больше. Но мы их расселяем. В этом году мы уже поселили в общежития 350 человек. Надо учитывать вот что: к нам ведь приезжают и студенты на старшие курсы. Университет имеет три филиала, где фундаментальную подготовку получают не более двух лет. А на третий курс, на специализацию, приезжают к нам. В этом году больше ста человек приехали из Пятигорска. И мы должны поселить их наравне с первокурсниками. Еще одна особенность ГУАП: мы осуществляем бюджетный и платный прием в магистратуру. И все, кроме тех, кто предпочитает снимать квартиры, живут в наших общежитиях.

Анатолий Аркадьевич Оводенко Анатолий Оводенко: «Чем отличается ГУАП от большинства других вузов? У нас тяжело учиться!»

Корр: Как особенности поступления отразятся на деятельности университета? Ваши прогнозы на первую сессию.

Оводенко: Мы всегда говорим: чем отличается ГУАП от большинства других заведений, которые дают высшее образование? В ГУАП тяжело учиться! Все знают, что сдать сессию в нашем университете сложно. И у нас, во всяком случае, я рассчитываю на это, практически невозможно учиться за взятки. По крайней мере, мы пытаемся с этим бороться всячески. Учатся за знания. И, может быть, поэтому я считаю это очень важным отличием ГУАП от негосударственных либо других похожих вузов.

Первая сессия, конечно, расставит все по местам. Статистика не меняется с тех пор, как я пришел в ГУАП в 1964 году. Количество отчислений в первую сессию всегда на отметке 20-25%.

Корр: Так и должно быть?

Оводенко: Чуть больше, чуть меньше, но это закономерность. У нас единые требования и к бюджетникам, и контрактникам. И на сессии мы абсолютно одинаково спрашиваем у всех. Поэтому в 2008 году авторский коллектив ГУАП и получил премию «Международная сертификация российского высшего инженерного образования» Правительства Российской Федерации.

Корр: В последних интервью министр образования Андрей Фурсенко убеждает ректоров без сожаления «избавляться» от неуспевающих первокурсников в первую же сессию. А как Вы смотрите на такое решение проблем? В эту сессию будете спрашивать строже, чем обычно?

Оводенко: Я категорически против повторного ЕГЭ на первом курсе. Это полнейшая нелепица. Раз уж государство признает итоги экзаменов положительными, какой смысл? Ребят ведь уже зачислили. Это что, ликвидация какого-то элемента любопытства наших руководителей?

Хорошо, допустим, приехал человек из Мордовии с 90 баллами по математике. Вдруг снова провели ЕГЭ, и он набрал 40 баллов. Какой вывод? В Мордовии неправильно проводили экзамен? Но это их проблемы. Я его отчислить не имею права. Это противозаконно. Отчислить можно только за академическую неуспеваемость. Тогда уж пусть власти сразу признаются, что провели ЕГЭ нечестно и ликвидируют результаты. Это просто глупость и непонимание истинного процесса обучения. Более того, выступают некоторые руководители: проверьте с первого по пятый курс, законно ли они были зачислены. Они что же, все в сговоре с ректорами?

Или, например, справки, которые были у льготников. Это надо было контролировать до приемной кампании. Вы дали человеку справку и запретили нам ее проверять. Вы издали правила приема, по которым мы их обязаны их зачислить. Полторы сотни категорий льготников. Мы их зачислили. А теперь нас призывают: возьмите и проверьте. С какой это стати? Где-то в Крыжополе кому-то неправильно выдали справку, что у него плоскостопие или косоглазие, ведь это тоже инвалидность. Ну и что, если человек нормально учится, какое право я имею его отчислять? Это бессмыслица. Мы их и зачислили и мы должны с ними работать как с нашими студентами.

Анатолий Аркадьевич Оводенко Анатолий Оводенко: «Раз уж квотируют целевой прием, значит, и льготников нужно контролировать»

Корр: В СМИ часто слышны жалобы на вал льготников, якобы ущемляющих права большинства абитуриентов. Но стоит вспомнить, что льготы — это обязательства государства перед социально незащищенными гражданами. Какая ситуация сложилась в ГУАП?

Оводенко: Эта истерика вокруг наплыва льготников раздута, в первую очередь, средствами массовой информации, которые так же не понимали проблему, как и те, кто ее придумали. Как провел отбор наш коллега Владимир Николаевич Васильев (ректор СПбГУ ИТМО — прим. ред.)? Он просто ввел пороги проходных баллов, например, по физике, больше чем их установило государство. Для всех категорий. Если по общим правилам надо было набрать около 30, то он сказал: «те, у кого балл меньше 50, можете сразу к нам в вуз не идти». Вот вам и решение проблемы. В ГУАП поступали только 40 человек льготников. Это при конкурсе 20 человек на место, при массиве 16 тысяч заявлений. В итоге поступили 12-14 человек, между прочим, с хорошими баллами по ЕГЭ.

Все эти проблемы со льготниками существуют только в гуманитарных специальностях. Никто из них не рвется в инженеры или гироскописты, это понятно. Они идут туда, куда дует ветер. В PR, журналистику, политологию…

То, что эта проблема нуждается в решении, безусловно. Но решается она очень просто. Например, у нас по закону есть целевой прием — не больше 30% по каждой специальности. Нам разрешили на некоторых специальностях, например, юриспруденции, целевой прием не больше 15% от бюджета. А это один человек на пятнадцать мест. Пожалуйста, пусть сделают то же самое с льготниками. Раз уж квотируют целевой прием, значит, и льготников нужно квотировать.

Другое дело, когда у вуза маленькое число бюджетного приема, а количество льготников гораздо больше. Вот, например, новый политологический факультет МГУ. 75 посадочных мест, а льготников, подавших заявления, оказалось больше. И ведь им не откажешь, т.к. у них есть формально положительные ЕГЭ и их обязаны зачислить. А куда остальных ребят девать? И вообще, какое это имеет отношение к ЕГЭ? Тогда получается, что остальные зря сдавали единый экзамен. Вот вам коллизия.

Корр: Отмечено, что наибольшей популярностью в этом году пользовались специальности, не требующие дополнительных вступительных экзаменов (гуманитарные, экономические и пр.) Но ГУАП все же вуз преимущественно технический... Вы вводили собственные экзамены?

Оводенко: Да, мы в перечне 24 вузов, которые имеют право на дополнительные вступительные испытания. Мы, кстати, единственный вуз, в котором на каждом факультете был четвертый ЕГЭ. Я уже озвучил один способ «отфильтровать» непригодных абитуриентов — поднять балл по профильному предмету. И таким образом мы отбирали претендентов на наиболее важные для нас специальности.

Корр: Как в итоге выглядит Ваш рейтинг наиболее популярных специальностей?

Оводенко: Самым конкурсным в ГУАП всегда был экономический факультет. Но больше всех контрактников в этом году набрал, например, компьютерный курс. Пользуется популярностью все, что связано с программированием, защитой информации… Но ведь рейтинг тоже вещь лукавая и по сути не говорит ни о чем. Потому что все зависит от количества бюджетного приема. А в ГУАП это число очень маленькое. Вот я заведую кафедрой мировой экономики, у меня самый большой бюджетный прием. Вы спросите сколько? Десять человек. А заявлений было больше тысячи. Это же все копии. По городу самая популярная специальность — «Связи с общественностью» — больше двухсот человек на место. Почему все хотят заниматься пиаром? Потому что там не требуется ничего. Математику и физику знать не надо, никаких особых талантов. Хорошо выглядеть, махать руками и деньги получать.

Анатолий Аркадьевич Оводенко Анатолий Оводенко: «Могу твердо сказать, что половина детей не знают таблицу умножения»

Корр: По данным приемных комиссий Петербурга, активнее в этом году поступали девушки: 58% заявлений, в то время как от юношей только 42%. В связи с этим вопрос: каким Вам представляется облик будущего студента ГУАП?

Оводенко: Конечно, все студенты абсолютно разные. Даже внешне. Но к внешнему виду мы относимся строго: запрещено ходить на занятия, допустим, в шортах. Это неприлично. Все-таки это университет, храм науки.

Девушек всегда поступает больше. Но у нас в ГУАП больше студентов-юношей — 58%. Больше потенциальных кавалеров и женихов. Молодым людям многое прощается, они всегда лучше. Так и должно быть. Но в чем-то они уступают девушкам. Вот, например, юноши почти не читают. И, кстати, ЕГЭ будет этому явно способствовать. А когда человек не читает, то и информацию воспринимает по-другому. И все это ведет к тому, что много косноязычных молодых людей. У них же нет сложноподчиненных предложений! Вы когда-нибудь слышали, чтобы молодой человек разговаривал через запятую? Да никогда! Вот оно — обратное влияние компьютеризации, когда запись в блоге считается достижением.

Корр: И как же они будут учиться?

Оводенко: Как учились раньше, так и будут продолжать. То, что они по-русски говорят хуже — спасибо Интернету. Они же не читают совсем! То, что интеллект у них хуже — тоже. Раньше все писали курсовики своим умом, а теперь известно, как они пытаются это делать. То же самое с дипломным проектированием. Поэтому все компьютерные внедрения имеют абсолютно очевидно обратную сторону. Например, могу твердо сказать, что половина детей не знают таблицу умножения. Я вам это гарантирую — можете эксперимент провести. Вот выйдите в коридор, спросите сколько будет семь на восемь? Их жизнь не заставляет.

Корр: Буквально на днях петербургские вузы отпраздновали 1 сентября. Вы посмотрели на своих студентов?

Оводенко: Да, я был на посвящении, передо мной — две тысячи студентов. Что я могу сказать? Хорошие ребята, но… худосочных много (смеется). Это же поколение, которое родилось в конце 90-х годов — действительно все болезненное, что и говорить. Мы прекрасно понимаем, что больше половины старшеклассников реально больны. Вы посмотрите на субтильность тех, кто приходит. Выражение лица, мелкотравчатость, так сказать... мельчает народ.

Но я рад тому, что в нашем университете культивируется династическая традиция. Каждый год как минимум 10-15% поступающих — дети тех, кто в свое время закончил ГУАП.

Корр: Далеко не всем абитуриентам посчастливилось поступить на бюджетные места. Есть ли у таких ребят возможность учиться в ГУАП?

Оводенко: Все они перешли на контракт. В ГУАП на платном отделении всегда учится больше студентов, чем на бюджете. Даже несмотря на то, что бюджетный прием был увеличен на 120 мест. Можем, как вариант, предложить ребятам получить среднее профессиональное образование. У нас большой факультет среднего образования: 280 человек на бюджетном отделении и 150 контрактников. Для них построено отдельное шестиэтажное здание на Московском проспекте.

Корр: Какие перспективы открывает в этом случае платное образование? Будет ли оно достойной альтернативой традиционному обучению?

Оводенко: Платное образование, в том числе и в нашем вузе, сейчас процветает. Мы боялись, что будет недобор, но ситуация такова, что на ряд специальностей платное отделение ГУАП набрало больше, чем бюджетное. А на ряд специальностей прием еще продолжается.

Такое положение связано с тем, что еще не изменился менталитет выпускников. Несмотря на уговоры, только четверть из них сдают нужные для реального поступления предметы, например, физику. Остальные хотят стать гуманитариями! Естественно, бюджетных мест по этим направлениям не хватает. Тогда они идут либо на контракт, если не поступили, либо в негосударственные вузы. Я думаю, что именно они недоберут 60-70% по сравнению с прошлым годом. Это уже очевидно.

Корр: Как ГУАП планирует провести приемную кампанию-2010?

Оводенко: Все зависит от того, как изменится порядок приема. Но мы по-прежнему будем отбирать своего абитуриента. Первый День открытых дверей в новом учебном году у нас состоится уже 20 сентября. Конечно, мы постараемся заинтересовать школьников, будем призывать участвовать в наших олимпиадах. Вот это очень важно. Потому что в хорошие вузы должны идти хорошие студенты. Мы на сегодняшний день знаем, что из тех, кого мы зачислили на бюджет, минимум 60-70% ходили к нам 2-3 года.

Анатолий Аркадьевич Оводенко Анатолий Оводенко: «Развитие вуза невозможно без сильных педагогов»

Корр: Какие же перспективы ожидают ГУАП? Можно ли составить программу-максимум на год?

Оводенко: Мы участвуем в конкурсе на национальный исследовательский университет и рассчитываем быть в числе 15 победителей. Всего из Петербурга семь-восемь участников, наш регистрационный номер 101. Будем надеяться на успех. Также университет планирует в ближайшее время открыть свои малые инновационные предприятия.

Что касается образовательных направлений, у нас открываются: таможенное дело, новые матметоды в технической физике, ядерное ракетостроение, связи с общественностью. Это чтобы вы оценили разброс.

ГУАП гордится своими крупными многомиллионными контрактами. У нас, к примеру, с Индией заключен договор на 7,5 миллионов долларов. Это долгосрочное и весьма прибыльное международное сотрудничество — один из 40 заключенных нами контрактов.

Но развитие вуза невозможно без сильных педагогов. А ведь, между прочим, у нас один из тех юрфаков России, где работают только обладающие степенями. И все доморощенные. Да и докторов юридических наук больше, чем кандидатов.

Корр: Вы очень тепло отзываетесь о своих педагогах...

Оводенко: Обязан. Знаете, какой у нас преподавательский потенциал? Только в крупных университетах в процентном соотношении больше докторов и кандидатов со степенями. Из шестисот преподавателей — почти двести докторов. Ну, кто еще может таким похвастаться?

Что еще важно, когда я стал ректором ГУАП, у нас был только один молодой преподаватель моложе 30 лет. Сейчас их двести человек. Ведь их же надо привлекать зарплатой и другими условиями — чем-то, помимо высокой идеи… Это самое главное. Раз уж мы самообновляемся, молодые люди у нас работают, значит, ГУАП развивается правильно. И мы полны оптимизма!


Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

ГлавСправ. 2009

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011