22.06.2015
«Абитуриент» в переводе с немецкого означает «собирающийся уходить» или «выпускник». В нашей жизни абитуриент - это тот, кто «собирается прийти» или поступить в колледж или вуз после окончания школы. Можно добавить, что абитуриент - это молодой человек, который впервые поступает в вуз (поступающие в магистратуру или в аспирантуру абитуриентами не являются, они продолжают свое обучение). Сосредоточимся на выпускниках школы – абитуриентах бакалавриата и специалитета.
ЕГЭ уже позади, во многих школах сейчас горячее время выпускных балов. И то, что по одному-двум предметам еще неизвестны оценки – это небольшие проблемы, о которых скорее всего скажут: «я подумаю об этом завтра».
Но завтра наступает уже сегодня. Каждый год подкидывает выпускникам что-то новенькое. В этом 2015 г., на первый взгляд, правила Минобрнауки изменило несильно: вместо двух волн зачисления - два этапа. На первом этапе должно быть зачислено и заполнено 80 % бюджетных мест. На втором – добирают до 100%, а также на платные места.
|
Ситуация такова, что больше шансов поступить в хороший вуз имеют ребята со средними успехами. При каких условиях? Ведь конкурс документов никто не отменял. А вот какой странный извив: в первую очередь зачисляются те, кто принес в вуз СРАЗУ оригиналы документов, невзирая на их баллы. Проходной балл в вуз сформируется по результату первого этапа.
Сильные ребята, скорее всего, принесут в 5 вузов копии документов и будут ждать, когда по результатам первого этапа установится проходной балл, чтобы оценить шансы и использовать свои неплохие результаты и положить единственный оригинал, претендуя на те самые оставшиеся 20 процентов мест. Но похожей стратегии придерживаются и другие сильные ребята, стремящиеся попасть непременно в престижный вуз. Проходной бал резко взлетит, и вместо общего конкурса с претендентами различного уровня такие ребята попадают в элитный конкурс «высокобалльников». Шансы уменьшаются пропорционально увеличению проходного балла. А так как мест на второй этап остается очень мало, то есть риск, что, выпускник с высокими результатами ЕГЭ не поступит вообще никуда.
Что будет твориться в приемных комиссиях сложно и представить. Одни абитуриенты будут пытаться забрать аттестат, чтобы успеть отдать его в другой вуз, другие - напротив, подать аттестат. В последние дни и первого, и второго этапа - 3 и 6 августа - сайты ведущих вузов просто захлебнутся, информация о проходном балле изменяется и обновляется каждые 15 минут. Это очень похоже на игру на фондовой бирже, на основе изменения курса валют. И адреналина выделяется столько же, и разочарований и огорчений – сопоставимо.
Это ожидаемая цена «образовательной демократии». Права абитуриентов значительно увеличились, по сравнению с прошлым XX веком – считайте, в пять раз, раз уж можно подать документы в 5 вузов одновременно. И еще увеличились права иногородних, которым не нужно тратиться на перелет в Москву или Петербург, а можно послать документы по почте и ждать свою судьбу. Но если нужно в течение суток положить оригиналы документов за 9 000 км от дома? Никакая курьерская служба не справится, а опоздание сразу приравнивается к выбытию из конкурса. Несколько лет сражались с тенденцией некоторых вузов не отдавать оригиналы ни за что, чтобы не упустить абитуриента к конкуренту-вузу. Документы вам отдать обязаны, но как и когда, вопрос и одновременно ваши риски.
Сложными путями приемная компания возвращается к тому, откуда начались реформы. Сегодня выиграет тот выпускник, который не вовлекается в странную рискованную игру в погоне за эфемерным «золотым шансом», а действует прямо и определенно – подав оригиналы документов сразу в тот вуз, который он выбрал раньше.
Профориентация в школах, к сожалению, пропускает этап поиска вуза, перешагивая через этап обучения, сразу помогает выбрать профессию по психологическим качествам старшеклассника, по которой он когда-то, может быть, будет работать, не ломая свою личность. Долгосрочный стресс лета после выпускного сильнее повлияет на личность молодого человека, чем поступление «не туда». Многочисленные рейтинги тоже не дают ясной картины и не сильно облегчают выбор - параметры, по которым они составляются, могут быть сухо официальными, или напротив - тенденциозными. Только когда ты зайдешь вместе со студентами внутрь вуза и поймешь, что это именно то место, где ты хочешь провести 4-5 лучших своих лет, послушайся своего внутреннего голоса.
Когда я была мамой абитуриентки, моя дочь сделала очень непрактичный выбор – пошла на отделение философии. На резонный вопрос: «А где ты будешь работать с такой профессией?» - я получила резонный ответ: «Я сначала буду получать образование, а уж потом буду думать о профессии».
Определенная позиция облегчает выбор. Учебное заведение надо выбирать хотя бы в течение выпускного класса. Полезно познакомиться с сайтами вузов и независимыми сайтами по образованию, где в одном разделе окажутся вузы–конкуренты, посетить вуз, поговорить со студентами, преподавателями, заглянуть в лаборатории, и уже не метаться в страшном стрессе во время приемной кампании из одного вуза в другой - шансы от этого, как показывает несложный анализ, только уменьшаются. Хорошее время после выпускного: зайди в 2-3 вуза, прими решение и подай документы. Что касается иногородних студентов, соберите как можно больше информации о выбранном вузе из разных источников. Большую помощь вам окажут справочные порталы, форумы студентов и абитуриентов, вопросы к приемным комиссиям и отзывы уже состоявшихся студентов.
Информационно-справочный образовательный портал ГлавСправ предоставляет вам нужную информацию.
Думайте, выбирайте, планируйте и пусть вам повезет!
ГлавCправ. 2015