Ижевск

Раздел Высшее образование

Статьи

06.12.2010

Санкт-Петербург — старшеклассникам и студенчеству

Студент-первокурсник — это вчерашний школьник, уже достаточно взрослый, но все же еще слишком юный и неопытный. Ежедневно он сталкивается с массой новых для себя проблем. Как справиться с этими непростыми ситуациями? Решить многие вопросы студенту помогает Комитет по науке и высшей школе. Об этом журналу ГлавСправ рассказал начальник отдела профессионального образования Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга Александр Алексеевич Матвеев.

Уровни ответственности

Высшая школа — один из уровней профессионального образования, который курируется Комитетом по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга.

В нашем ведении два уровня ответственности. Первое — то, что происходит в самих вузах, к этому Комитет причастен косвенно. Второе — то, что включено в зону ответственности Санкт-Петербурга, его правительства и исполнительных органов государственной власти, что финансируется за счет городского бюджета.

К сожалению, сегодня по законодательству права субъекта в области науки и образования сильно урезаны. В состав РФ входят два города федерального значения: Москва и Санкт-Петербург. Город федерального значения приравнивается по своему статусу к субъекту Федерации. Иногда это просто нелогично: у нас могут создаваться вузы федеральные и муниципальные, а вот на уровне субъекта новое учебное заведение создаваться не может.

Констатирую, что сегодня Комитет по науке и высшей школе находится в определенных юридических рамках, из которых бывает трудно выбраться. Иногда это мешает не столько нам, сколько самим вузам. Из-за принятия бюджетного кодекса мы сегодня не можем, как это было раньше, давать деньги из бюджета Санкт-Петербурга федеральным вузам. Негосударственным вузам можно, а федеральным — нет. Хотя раньше городские власти выделяли средства и на ремонт фасадов, и на другие необходимые расходы.

Студенты — кадровый ресурс Санкт-Петербурга

Есть вопросы, на которые городские власти могут влиять только косвенно: финансово и юридически. Но это очень серьезные вопросы. Например, когда речь идет о поддержке студентов, не стоить делать упор на социальную сторону вопроса. Мы не поддерживаем малоимущих или малообеспеченных, у нас другая задача: обеспечить такие условия в городе, чтобы, когда в него приезжают учиться наиболее талантливые, способные ребята, они могли здесь жить, остаться и потом внести какой-то серьезный вклад.

Политика администрации направлена на то, чтобы поддержать наиболее одаренных, профессионально ориентированных, то есть тех, на кого мы можем сделать ставку в будущем. Это касается как петербургских ребят, так и иногородних.

Мы не скрываем, что для нас «подпитка» иногородними студентами — очень серьезный кадровый резерв. У города возникает реальная возможность решать проблемы трудовых ресурсов за счет притока ребят, которые поступают в вузы и потом остаются в Петербурге работать. Это особенно важно при той возрастной структуре, которая сложилась в городе сейчас (около 40% пенсионеров).

Поэтому мы поддерживаем в первую очередь те направления, в которых город считает возможным продвигаться. В первую очередь, это высокотехнологичные отрасли.

Стипендии студентам младших курсов

Мы выстраиваем работу с молодежью на всех уровнях: начиная со школьников старших классов, заканчивая аспирантами и молодыми кандидатами наук. Таким образом, охватываем практически все категории учащихся.

Поддержка происходит на конкурсной основе. Если молодой человек показал, что него есть потенциал и он может победить в конкурсе — мы поддерживаем его материально. Все зависит не от того, какой у тебя кошелек, а от того, какие у тебя мозги, — такая вот форма поддержки малоимущих.

Из этой системы мы выделяем отдельные направления, наиболее важные для города. Например, в прошлом году Правительством города была учреждена специальная стипендия, которая на конкурсной основе выплачивается студентам, поступающим на специальности, связанными с IT-технологиями. Это ребята, которые проявили себя в различных олимпиадах: всероссийских и международных, в том числе, в белорусской и украинской.

Стипендии будут выплачиваться студентам младших курсов, что очень важно именно сейчас. Эта дополнительная стипендия — 4 000 рублей, в дополнение к 1100 рублям обычной стипендии. Таким образом, по общей сумме талантливые студенты выходят на прожиточный минимум. А вот на пятом курсе они уже, как правило, настолько востребованы, что компании-работодатели их «ловят»,а ребята уже хорошо зарабатывают.

В этом году мы уже провели такой конкурс, и определили первые 35 студентов-первокурсников, победителей олимпиад. Из них 24 человека — иногородние, либо из ближнего зарубежья.

В ноябре этого года правительством принято решение об учреждении подобных стипендий по физике и по математике. Правительство Санкт-Петербурга заинтересовано в одаренных ребятах. Приезжайте к нам! Единственный для нас сегодня серьезный ограничитель для того, чтобы принять большее количество иногородних студентов, — это общежития.

Не денег дать, а создать хорошие условия

Начиная с 1999 года в сфере образования бытует следующая политика: правительство Санкт-Петербурга не может дать вузам много денег, но в его силах создать условия для студентов.

Рассмотрим, например, льготу, которая заложена в законе — льготный проезд студентов на транспорте. На эту дотацию, т.е. возмещение выпадающих расходов, если говорить формальным языком, в год выделяется более полутора миллиардов рублей. Вот цена вопроса.

Также принято решение о компенсации затрат на железную дорогу — проезд учащихся в пригородных электричках. Это тоже существенные деньги.

Даже если студент приехал из другого города и учится в Петербурге, он все равно эту льготы получает. Главное, что мы не даем вузу деньги напрямую, а создаем нормальные условия для студентов.


ГлавСправ. 2010

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011