27.12.2016
Экономике страны требуется не столько увеличение числа ученых, сколько увеличение числа работников производственной сферы. Как осуществляется решение этой проблемы в одной из благополучных стран Европы – Австрии? Корреспондент ГлавСправа Елена Загальская изучила этот вопрос, находясь в стране, где ежегодно происходит прирост годового дохода и самый низкий уровень безработицы среди молодежи в Европе.
Уже несколько лет Российское профессиональное образование склоняется к дуальному, например, активно участвует в движении WorldSkills, проводит различные фестивали и выставки профессий.
Есть страны, где нет такого колоссального разрыва между гуманитарным академическим и профессиональным обучением, и многие проблемы образования решены. С их опытом можно познакомиться.
В Австрии самая низкая безработица среди молодежи стран Европы, самый низкий процент учащихся, бросивших учебу до получения диплома. Практически все, кто закончил учебное заведение и успешно защитил диплом, работают по профессии.
Почему в Австрии получить профессиональное образование не менее престижно, чем университетское? Почему в профессиональные учебные заведения Австрии едут из других стран Европы, даже таких экономически успешных, как Германия и Италия? Причин несколько. Попробуем в них разобраться.
Структура образования в Австрии
Система образования в Австрии, как и в России, определяется не только общеевропейскими законами, но и традиционно австрийскими, которые эффективно работают уже более полувека и образуют три ступени образования(см. таблицу).
Возраст | Учебное заведение | Ступень | |||
---|---|---|---|---|---|
18 | УНИВЕРСИТЕТЫ | ПРЕДМЕТНЫЕ ВУЗы педагогический, медицинский и др. | АКАДЕМИИ творческие | 3 | |
15-17 | ГИМНАЗИЯ старший уровень | КОЛЛЕДЖ | Работа | 2 | |
Профессиональная Академия | Профессиональное среднее уз | Школа профессии на предприятии | |||
Политехнический класс | |||||
10 -14 | ГИМНАЗИЯ средний уровень | НОВАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА | Спец. школа для детей с отклонением в развитии развитии | 1 | |
6-9 | НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА | ||||
4-5 | ПРЕДШКОЛА | ||||
2-3 | ДЕТСКИЕ ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ |
Таблица 1. Три ступени образования в Австрии
В каждой из трех ступеней образования можно выбрать то учебное заведение, которое соответствует степени подготовленности ребенка к учебным нагрузкам и его психологическим особенностям. На всех возрастных уровнях ребенка могут тестировать и консультировать психологи и другие специалисты.
На первой ступени, при переходе из детского сада в школу, есть уровень «Предшкола», где ведется подготовка к школе детей, которые при тестировании в 5 лет показали неготовность к школьным нагрузкам. Фактически это короткие уроки, которые проходят по режиму детского сада.
Уровни школы разделены. В зависимости от способностей, дети обучаются в начальной школе 3 или 4 года, а затем поступают в первый класс гимназии или Новой средней школы. Ее особенность – школа полного дня. До обеда идут уроки, а после обеда – «продленка», где дети с учителем делают домашнее задание. Свободное время проходит под присмотром и при участии специального педагога.
После 4-х лет учебы в среднем уровне школы, дети поступают на следующий уровень. Именно здесь можно менять школу и/или профиль. Гимназисты, показавшие лучшие успехи в учебе в течение первых четырех лет и успешно сдавшие итоговые экзамены, продолжают обучение в гимназии. Тем, кто окончил Новую среднюю школу, и гимназистам, не справившимся с экзаменами, предлагается профессиональное образование.
Ребятам, которые не определились с дальнейшей профессией, дается один год на профориентацию. Они ходят в специальное учебное заведение, где основное время проводят на различных предприятиях, осваивают базовые навыки мастерства в нескольких направлениях и выбирают, какое им ближе. После этого они могут выбрать для продолжения обучения разные учебные заведения. Одно из них - Профессиональная школа при предприятии, где можно сразу начать работать, получать зарплату и продолжать учиться. Три дня в неделю занимает только работа, остальные три дня –учеба.
Профессиональное образование Австрии, в отличие от академического, устояло перед глобальными реформами и удержало свои ценности, опыт и эффективность, не поддавшись соблазну «прилепиться» к болонскому процессу.
Профессиональное высшее учебное заведение (Академия коммерции в определенном направлении – туризме, технике, экономике) готовит менеджеров среднего звена для банков, логистических и туристических предприятий, обеспечивает средний бизнес. После окончания такой Академии нужен еще один год учебы в колледже, где в дополнение к коммерческим предметам изучают юридические: налоговые вопросы, организацию предприятия. И после этого студент получает право открыть свое дело, создать небольшую фирму.
Градообразующие предприятия определяют профиль профессионального обучения
В небольших городках в Австрии есть градообразующие предприятия промышленности. Например, горнодобывающее (серебряные рудники, г. Швац), производство автомобильных моторов (Грац и Штаер), кристаллов Сваровски для украшений и оптики (Ватенс). На всех предприятиях непременно есть Школа профессии и учебный центр, где можно постигать обычные школьные предметы с учителями и готовиться к экзамену на Аттестат зрелости профессионала.
В районах Австрии (9 земель) не существует проблемы перепроизводства кадров того или иного направления. Профессиональное образование поставляет именно те кадры, которые нужны этому району и столько, сколько рабочих мест на градообразующих предприятиях.
В профессиональных Академиях есть свое учебное предприятие, которое курируется крупным градообразующим, где студенты учатся организовывать проекты, реализовывать их до получения первой прибыли. В этих учебных заведениях приблизительное соотношение учеба/практика равно три к двум, в средних профессиональных учреждениях – два к трем, а в Школе профессии на предприятии – один к трем.
Обучение на производстве довольно выгодно для предприятия и страны, и поэтому поддерживается государством на финансовом уровне. Прошедшие обучение на этом уровне имеют право работать, но не могут открыть свое предприятие. Для получения разрешения об открытии собственного дела нужно закончить Колледж.
В Колледж профессиональной Академии принимают только с аттестатом зрелости (независимо от того, где он получен – в школе, в гимназии или в учебном заведении среднего образования).
Обучение в Колледже дотирует государство, которое заинтересовано в том, чтобы предприятия малого и среднего бизнеса были прибыльными и не обанкротились. Поэтому особое внимание при обучении и мастеров, и будущих предпринимателей уделяется коммерческим и юридическим предметам: бухгалтерии, организации предприятия, налогообложению, государственному праву и закону и т.д.
Преподавание английского языка близко по объему к преподаванию профессиональных предметов. Даже в среднем профессиональном учебном заведении многие защищают диплом на английском языке (это дает плюс при устройстве на работу), особенно в туристической и менеджерской областях.
Закон о профессиональном обучении на предприятии
Закон все время дополняется и актуализируется, сейчас профессиональное образование работает по редакции закона от 2015 г. (в секретариате бундесканцлера Австрии можно найти актуальную редакцию закона.
Массмедиа о профессиональном образовании
Главной задачей массмедиа является формирование позитивного образа профессионального образования в сознании граждан. Ежедневно в каждой газете есть материал, посвященный этой теме. «Рекламный шум» явно работает на пользу экономики страны, потому что формирует в сознании граждан страны позитивное отношение к человеку труда, к малому и среднему бизнесу.
«Большим преимуществом дуальной системы профессионального образования является непрерывное совершенствование учебного процесса и эффективное обучение профессиям. Система профессионального образования может гибко реагировать на потребности экономики и промышленности в кадрах и предлагать соответствующие требованию рынка труда учебные программы и места для обучения и практики» (из местной газеты, Инсбрук, декабрь 2016).
В каждом учебном заведении есть стойка с информационными проспектами, которые рассказывают, куда можно пойти учиться по достижении 14-ти лет, то есть по окончании второй образовательной ступени.
На Ярмарке образования, которые в Инсбруке проходят дважды в год, посетителям предлагают листовку, на которой изображения многих известных всей стране лиц - артистов, политиков, ученых, и вопрос: «Что у этих персон общего?». Ответ на другой стороне листовки: «Они посещали Торговую профессиональную Академию!».
Отдельного объяснения достойны следующие положения из этого списка:
Выделение теоретических знаний из практических навыков - это, так называемый, эвристический подход к получению знаний. Учащийся из практики, из повторяющихся операций сам выделяет закономерности, а после этого может выяснить и принципы работы.
Вот на этом этапе ему и понадобится наставник, этапы «что делать» и «как делать» учащийся может легко повторить и выполнить самостоятельно – это исполнительская роль малоквалифицированного рабочего. Но если студента заинтересуют вопросы «как это работает?» и «почему это так, а не иначе?» (теоретическая основа его практических навыков и задач), то в результате он получит истинное знание, основанное на практике. Это уже уровень инженерно-технического сотрудника. А если кроме этих вопросов перед ним встанет задача, как внедрить ту или другую инновацию, как продвинуть ее на рынок, то такому профессионалу дорога в инженерно-управленческий эшелон через высшее техническое образование.
Формирование предпринимательского мышления как основной принцип обучения происходит через изучение коммерции, принципов бухгалтерии, торговли и налогообложения. Уже в 17-18 лет молодые люди готовы открыть свое предприятие и правильно вести свой бизнес, пользуясь, помощью государства. Еще до достижения совершеннолетия студенты профессиональной Академии становятся осознанными участниками экономического процесса страны. Отсюда и высокое гражданское сознание молодежи.
Аттестат зрелости для мастера
Мастер, профессионал своего дела – это очень почетная позиция в обществе. Эти люди пользуются заслуженным уважением, их работа хорошо оплачивается. Однако, для того чтобы занять более высокую должность (уровень мастера сертифицируется), необходим Аттестат зрелости и более высокий уровень образования. Существующая система профессионального обучения позволяет это сделать.
Любые части экзамена можно сдавать не подряд, как сессию, а собирать по одному несколько лет (например полгода подготовки по одному предмету и сдача экзамена, следующие полгода посвящаем другому предмету и экзамену). Обязательным условием является работа кандидата на производстве. Готовиться к экзамену можно как самостоятельно, так и посещая вечернюю школу.
Вечерние школы, Колледж, льготный Аттестат зрелости – все это базируется в Высшей профессиональной школе. С «Аттестатом зрелости профессионала» можно поступать в Университет на специальность, близкую по профессиональному профилю. По окончании этого обучения можно претендовать на высшие должности, вплоть до директора предприятия.
Среднее профессиональное образование конкурирует с высшим
Те, кто не сдал на позитивную оценку Государственный экзамен, могут поступать в Профессиональное учебное заведение, овладевать профессией, доучиваться по необходимому предмету, и сдать его на следующий год.
И таких выпускников немало, так же как и в России, «математика портит всю статистику».
По данным министерства образования Австрии, в 2015 году те, кто сдавал экзамены на аттестат зрелости (по окончании гимназии, в профессиональных школах или льготный аттестационный экзамен профессионала, статистика общая) показали следующие результаты.
Девушки чаще поступают в профессиональные школы, там их профессионально «подтягивают» и «грузят» бухгалтерией – без нее ни одной профессиональной школы не бывает. Кстати, математика в прикладном аспекте дается учащимся чуть легче.
Из этих цифр понятно, что для тех, кто не сдал экзамена на Аттестат зрелости по любому из предметов, прямая дорога в профессиональное образование. Но делают они такой выбор не от безысходности, а из желания самостоятельности - ведь проучившись три года можно идти на работу, получать свою зарплату и жить независимо. А после пяти лет обучения молодой человек не только «рассчитается» со всеми необходимыми экзаменами Аттестата, получит актуальную профессию, сможет открыть свое собственное малое или среднее предприятие и рассчитывать на кредитную поддержку государства.
Таблица 2. Изменение предпочтений в выборе профессионального учебного заведения среди молодежи за год
В 2015/2016 году пришло в учебные заведения всего 1 млн. 90 тыс. учащихся, из них:
Категория школы | Число учащихся | Изменение по сравнению с прошлым годом |
---|---|---|
Начальная школа | 328 143 | -10,1 % |
Новая общая школа | 208 136 | -22,7% |
Средний уровень гимназии | 112 802 | -3,0% |
Старший уровень гимназии | 91 222 | +12,4% |
Политехникум | 15 816 из них 38% девушки |
-27,3% |
Школы для детей с особенными потребностями | 14 247 из них 35% девушки |
+7,1% |
Профессиональное обучение детей с особенными потребностями (их 71) | 7 932 из них 73% девушки |
|
Профессиональные школы на производстве (их 157) | 123 232 из них 23% девушки |
-1,4% |
Профессиональные учебные заведения, (средний уровень, 3 года обучения, их 530) | 45 523 из них 43% девушки |
-16,8% |
Профессиональные учебные заведения высшего уровня (5 лет обучения, их 530) | 134 802 из них 50% девушки |
+2,1% |
Педагогические училища, готовят педагогов детских садов и социальных работников (42 учебных учреждения по стране) | 12 217 из них 95% девушки |
+37,4% |
Ажиотаж интереса к педагогическим профессиональным заведениям вызван новым витком в реформировании образования. Большинство школ превратились в «школы полного дня», обеспечение которых педагогическими кадрами требует новых сотрудников, то есть открывается много новых рабочих мест. Растет популярность Домов престарелых и центров психологической адаптации для перемещенных лиц, куда тоже требуются социальные и медицинские сотрудники среднего звена - это тоже новые рабочие места для молодежи.
Кадровый спрос и предложение
Рынок труда Австрии в большой степени определяется всеевропейским разделением труда между странами, участницами Союза. Австрия - страна скорее производящая (сталь и сплавы, тяжелая промышленность, гидроэлектростанции, медицинские и биотехнологии, IT-технологии и оптика). Значительная часть дохода страны определяется зимним (горнолыжным) туризмом, все это определяет профессиональный профиль и, как следствие, влияет на профессиональное образование в Австрии, формируя направление кадрового спроса.
Не следует забывать о притоке учащихся в профессиональные учебные заведения из молодежи с миграционным фоном. Беженцы или перемещенные лица, получившие позитивный ответ на запрос о статусе беженца, вместе с материальным содержанием получают право, наряду с австрийцами, посещать профессиональные учебные заведения бесплатно. При выполнении общих требований по профессии и уровню знаний они получают право работать на предприятии или даже открыть собственное. Среди учащихся профессиональных школ до 25% студентов из Турции, Сербии, Хорватии, Венгрии, Украины и стран Прибалтики. Австрия заинтересована, чтобы прибывшие в страну молодые люди хорошо ассимилировались, устроились в жизни и стали настоящими гражданами страны, а не были бы бесполезным балластом и не составляли криминальной угрозы местному населению.
Популярные направления обучения у молодежи Австрии
Профессиональные вкусы и предпочтения молодежи являются довольно чутким и точным барометром, показывающим реальные экономические особенности той или иной страны.
Путь, по которому идет дуальное образование в Австрии, уже много лет как оправдал себя и заслуживает, чтобы на него обратили внимание и теоретики от образования, и вероятные потребители – молодые люди.
Елена Загальская, ГлавСправ 2016