19.11.2015
Рынок труда стремительно меняется. О многих профессиях, которые появляются сегодня, прежде никто не слышал, и поэтому их нет в списке направлений обучения вузов. Однако считается, что это самые перспективные профессии. Почему они перспективны? И что это за профессии, спросите вы?
Специалисты кадровых агентств объясняют, почему эти профессии будут скоро остро востребованы.
Юлия Забазарных, партнер «Агентство Контакт»: «В настоящее время появляется множество новых интересных позиций. Это происходит из-за того, что в бизнесе выделяются новые функции, под которые требуются отдельные специалисты. Например, функция GR-специалиста не была настолько распространена некоторое время назад и входила в маркетинговую структуру. Таким же образом в фармацевтике выделилась функция Market Access менеджера (специалиста, который выводит компанию или продукт на рынок), которой еще несколько лет назад не существовало как отдельного направления. В страховой отрасли немаловажную роль в последнее время стали играть и специалисты по страхованию опасных объектов, что произошло в связи с рядом участившихся катастроф. Я не могу точно сказать, когда появились эти новые позиции – в этом году или раньше, но 10 и даже 5 лет назад мы с ними не сталкивались. В связи с созданием новых гаджетов и электронных устройств, я уверена, что будут востребованы узкопрофильные специалисты. Например, в настоящее время разрабатывается программа внедрения планшетов в школы, поэтому нужны будут специалисты по внедрению планшетов в учебные программы, которые будут этим заниматься и развивать это направление. Поэтому, на мой взгляд, рынок IТ и Телекоммуникаций – это самая перспективная среда, где могут появиться новые профессии».
Любовь Кузнецова, руководитель департамента «Строительство и недвижимость» рекрутингового агентства Penny Lane Personnel: «Уверена, что сейчас ежемесячно возрастает количество HR-менеджеров, специалистов в сфере услуг гостеприимства, директоров по развитию, специалистов в области IT-безопасности, инженеров-проектировщиков, менеджеров по кредитованию и страхованию, интернет-продавцов».
Анастасия Жигалкина, менеджер по маркетинговым коммуникациям и PR в компании Marksman: «Директоры по цифровой политике и IТ-евангелисты – для России это новые профессии и они возможны только благодаря стремительному развитию технологий. В условиях цифрового будущего можно с уверенностью сказать, что это очень перспективные должности. Сейчас такие специалисты работают в международных компаниях, так как у наc еще не до конца понимают их полномочия и обязанности, но в скором времени это могут оказаться самые востребованные специалисты».
Юрий Кондратьев, специалист по подбору персонала кадрового агентства «ЮНИТИ»: «Могу с уверенностью говорить лишь о развитии нанотехнологий, а значит о появлении все новых и новых профессий в этой среде. Модернизированные медицинские технологии, биотехнологии, космическая отрасль. И через три года и через десять лет будут всегда востребованы IT-специалисты: программисты, разработчики, тестировщики и так далее. Вообще, прогресс, как мы знаем, не стоит на месте, поэтому можно нафантазировать любые профессии. Кто бы мог подумать 15 лет назад о таком явлении, как SMM? Поэтому не удивлюсь, если в 2020 году буду закрывать вакансию руководителя отдела по подбору роботов на производство».
Елизавета Пушкарева, старший консультант Hi-Tech & Telecom practice в компании Marksman: «Уже сейчас нетрудно заметить, как все автоматизируется, и роботы уже воспринимаются как нечто естественное и ожидаемое. Конечно, это вытесняет специалистов ручного труда, но не отменяет того, что люди еще долго будут обслуживать или ремонтировать «свою замену». Будут очень востребованы специалисты по наладке и ремонту робототехники. Новый софт – новые знания – новая профессия. Компьютерные специалисты и программисты востребованы уже сейчас, а еще сильнее они будут востребованы через пять лет. Если подумать о более долгосрочной перспективе, измеряющейся десятками лет, то сразу вспоминаются новости о планирующихся экспедициях на Марс. Только предположив, что попытка будет удачной, можно предположить, сколько людей найдут себе применение в этой области, в качестве межпланетного туроператора, например. Возможно, почти изжившая профессия туроператора (имея под рукой интернет, любой может назваться им совершенно бесплатно) станет снова актуальной, только уже на другой планете».
Гор Казарян, HaysLifeSciences: «Medical Excellence Manager (МЕМ) – новая позиция в рамках медицинского отдела фармкомпаний. Современный фармацевтический бизнес требует постоянного улучшения внутренних коммуникаций. Возрастающее влияние медицинского отдела на бизнес, расширение отделов, появление кросс-функциональных команд обуславливают появление позиции MEM – специалистов по развитию пайплайна компании (определенно направленные маркетологи, задачи которых - постоянное изучение рынка, выбор курса компании, достижение максимальной продуктивности за счет выбора стратегии, правил и инструментов коммуникаций между отделами Medical/Marketing/Sales). Помимо внутренних коммуникаций, необходимо наладить и внешние. Например, научное сообщество. Развитие операционных планов, тренинги, система KPI, поддержка медицинского отдела. Можно смело сказать, что MEM – правая рука медицинского директора».
Анастасия Галицкая, HaysLifeSciences: «Study Medical Expert (Медицинский эксперт по изобретению) - ранее этих специалистов использовали западные компании в Европе или США, в Россию это лишь «спускалось». В этом году несколько компаний обратились с запросом по поиску эксперта, который сможет разрабатывать молекулы, придумывать стратегию и выбирать актуальную «молекулу» именно для России, придумать, в какой нозологии применить препарат, для каких показаний; разработать дизайн, синопсис клинического исследования, довести молекулу до выхода на рынок, а не «списывать» эту работу с европейских и американских фармакологических концернов и наводнять отечественный фармакологический рынок дженериками».
Анастасия Гурьева, HaysLifeSciences: «Мы недавно столкнулись с запросом поиска кандидатов на позицию Менеджер по продажам 3D-принтеров как для обычных потребителей, так и в профессиональной сфере. Использование 3D-принтеров уже давно не считается чем-то уникальным на Западе. 3D-принтеры активно применяются в разных областях, их используют и дизайнеры, и инженеры. Регулярно проходят выставки, где презентуется продукция из пластика, металла и других материалов, созданная при помощи высокотехнологичных принтеров. В России это направление не столь популярно и многие относятся к этому пока скептически. Плюс продукция достаточно дорогостоящая. Однако в некоторых отраслях применение подобной продукции уже набирает обороты. Например, уже сейчас 3D-принтеры активно используются в стоматологии и автомобильной промышленности. Многие компании-производители стремятся на Российском рынке активно зайти в сектор здравоохранения, ювелирную промышленность и архитектуру. Беря во внимание опыт Америки и Европейских стран, думаю, что уже через совсем небольшое количество лет в России это не будет считаться чем-то сверхъестественным и необычным».
Анна Агафонова, HaysFinancialInstitutions: «В последнее время на рознично-банковском рынке усиливается направление риск-менеджмента. Одной из самых востребованных профессий здесь является менеджер по скорингу».
Анна Михеева, HaysLegal, HRandOfficeSupport: «Можно отметить, что в страховом бизнесе появился новый тренд – работа по удержанию текущих клиентов. Такие люди могу называться по-разному, например, менеджер по программам лояльности (Program Loyalty Manager) и организатор различных кампаний по удержанию клиентов (Campaign manager). Так или иначе, основная цель компаний – увеличить процент пролонгации договоров. На таких позициях будут успешны кандидаты с креативным подходом. Это уникальная позиция на рынке, в настоящее время профессионалов в этой области менее 5-ти человек. У нас уже есть опыт закрытия подобного проекта для банка из топ-5. На сегодняшний день на рынке страхования нет готовых специалистов для развития данной области».
Антонина Синюк, HaysSales & Marketing: «В связи с приходом цифрового ТВ все большую популярность обретает позиция менеджера по программированию и управлению ТВ-контентом. Ключевой проблемой современного мира является многокональность среды. Для жителей большинства городов выбор из 100-150 каналов стал реальностью. Перед программным менеджером стоит задача удержать зрителей целевой аудитории, не дать им возможности переключиться на другой канал. Вследствие стремительного развития интерактивного телевидения, которое предоставляет зрителю не только возможность выбора телепередачи, но и времени начала ее воспроизведения, выживать становится еще труднее. Поэтому хороший менеджер по программированию становится на вес золота. Правильное позиционирование, маркетинг, интересный контент, все технологические новинки, умение быть на шаг впереди – неотъемлемый путь к успеху.
Также, в связи с принятием закона об ограничении потреблении табака и алкоголя и, как следствие, ограничением в рекламе данных товаров, на рынке появилась профессия Менеджера по активации альтернативных каналов сбыта. Если раньше трейд-маркетинг был нацелен на конечного потребителя (b2c), то теперь ситуация изменилась и акции, мотивационные программы, мероприятия нацелены не на людей, которые пришли отдохнуть в клуб, а на людей, которые там работают (b2b) – барменов, официантов и прочих».
Пусть этим профессиям пока не учат в вузах, но креативный старшеклассник легко обнаружит между строк намек, что учиться нужно идти на технические, компьютерные, фармакологические и экономические направления. Видоизменившись, они снова будут остро актуальны. Образование – довольно инертная система: пока примут стандарты, пока договорятся, каким вузам следует их принять во первых, а каким потом, и что делать с молодым специалистом - умный выпускник уже закончит обучение в вузе, получит общие глубокие знания и практический опыт работы на инновационно-организованном предприятии, а после выпуска, пройдет одну-две специализации и готов уникальный специалист, которых у нас в стране вместе с ним будет уже не пять, как менеджеров по удержанию клиентов банка, а скажем: «десять»!
Источник: ГлавСправ 2015