28.04.2015
Знаете ли вы, что в гимназии «Альма Матер» работает один из ведущих центров в области профориентации, предлагающий новейшую европейскую систему профориентации АРИСТОН? Здесь находится единственный центр в Санкт-Петербурге, который сотрудничает с передовыми европейскими центрами.
Раскрывает секреты этой системы Красильников Андрей Михайлович, руководитель психологической службы гимназии.
Система профориентации АРИСТОН признана уникальной и успешно применяется многими нашими западными коллегами, как в школах Европы, так и в профориентационных программах Евросоюза. Это не привычный для нас лист бумаги с вопросами, а, прежде всего, уникальная база данных, в которой систематизированы результаты многолетних исследований, показывающие, какие способности и качества личности необходимы для каждой профессии.
Программа считывает ответы тестируемого на вопросы о его желаниях и на основе выполненных заданий анализирует способности и особенности личности тестируемого, а затем «примеряет» полученный результат к каждой из двух тысяч профессий, составляет многостраничный отчет о человеке, описывая все его качества и связывая их с профессиями.
После того как вы записались на тестирование, вы получаете код и пароль для входа в систему. Для тестирования подойдет любой компьютер, подключенный к Интернету. То есть тестироваться можно как в гимназии, так и дома.
Необходимо зайти на сайт www.aristontest.gr и выполнить более 400 заданий (это займет 1,5–2 часа). Система сама обрабатывает данные и формирует отчет, который присылается консультантам. В удобное для вас время консультант подробно разъясняет все тонкости интерпретации теста и отвечает на все вопросы.
Однако, для полного результата недостаточно просто получить распечатанный отчет, так как там не будет выдана одна профессия, которую обязательно должен выбрать человек. Многое надо обсудить лично. Тест дает информацию о том, какие способности развиты в большей и в меньшей степени у человека, к каким профессиям ближе его интересы, какой профессии больше соответствуют особенности его личности.
Удобно, когда система выдает отчет, где все три показателя выделяют одни и те же профессии, но такое бывает нечасто. Чаще человеку приходится выбирать, что в работе для него главное, а что он будет «подтягивать». Один говорит, что главное – реализовать в профессии свои способности и смотрит в первую очередь на них, остальное для него вторично. Другой считает, что работа должна обязательно быть приятным процессом, вызывать интерес, он в первую очередь обращает внимание на свои желания. Третий говорит, что работа должна соответствовать личности работника, следовательно, смотрит в первую очередь на соответствие профессии и типа личности. И эту иерархию, индивидуальную для каждого клиента, а также планы саморазвития надо обсуждать в диалоге.
Изменения показателей теста происходят, но не очень быстро. Интересы — чаще всего быстрее, способности — медленнее. Изменения не просто могут быть, они должны быть. По моим наблюдениям, тест сильно мотивирует клиентов. Он позволяет увидеть, чего в личности не хватает для тех или иных профессий, повышается реалистичность представления о себе, формируется более адекватное представление о профессиях.
На основе этой информации человеком составляется некий план саморазвития. Например, когда клиент хочет стать юристом, то необходимо развивать способность анализировать текст. Или хочет быть управленцем, но в его личности слабо выражен социальный тип.
Школьник не всегда может сделать такой трудный выбор самостоятельно, обсуждает свое будущее с родителями. Они не только могут присутствовать на консультации, но их присутствие крайне желательно. У родителей часто уже есть представление о будущем своего ребенка, и было бы полезно дополнить его информацией из теста. Ведь школьник может задать не все вопросы консультанту, сформировать неполный или нереалистичный с точки зрения родителей образ своего будущего.
И если результаты теста не совпали с их представлениями о ребенке, в любом случае, тестирование дает много информации. И от нее не следует отмахиваться. Некоторые родители корректируют свои планы относительно ребенка, некоторые говорят, что планы не изменят, но благодаря тесту видят, какой большой разрыв между «идеальной» и «реальной» личностью ребенка, поэтому «впереди много работы». А есть родители, у которых возникает такой интерес к тесту, что они проходят его сами.
В системе есть три блока заданий: для школьников, для студентов и для уже работающих взрослых людей. Тесты немного отличаются друг от друга, так как вопросы должны быть адекватны возрасту и опыту тестируемого, но принцип сопоставления способностей, интересов и личностных особенностей личности тот же.
В любом случае вы получаете много полезной информации. А дальше сами решаете: изменить выбор или, поняв свои слабые стороны для выбранной профессии, развивать их.
Тест рекомендуется проходить примерно с 8-го класса. Во-первых, ребята этого возраста уже готовы говорить о своих интересах и о профессиональном будущем. Во-вторых, к девятому классу многие учащиеся уже хотят знать, какие предметы следует изучать углубленно для сдачи ГИА. Всем хочется сразу выбрать те, которые они будут сдавать в одиннадцатом классе. Конечно, есть учащиеся 9-х –11-х классов, которые хотят пройти АРИСТОН. Но есть и учащиеся 7-х классов, которые тоже хотят пройти тест. Для нас главное, чтобы они были готовы обсуждать свою будущую профессиональную жизнь.
В профориентационном центре гимназии «Альма-Матер» вам обязательно помогут правильно выбрать свой образовательный маршрут.
ГлавCправ. 2015