Иркутск

Раздел Высшее образование

Статьи

04.04.2011

Трудоустройство — задача государственная

Целевое обучение сейчас решает те проблемы, которое раньше лежало на государстве. При отсутствии механизма, регулирующего заказ на подготовку специалистов и их распределение, работодатели самостоятельно организуют партнерство с интересующими их вузами и обеспечивают тем самым необходимые кадры. О том, как сейчас в Петербурге реализуется трудоустройство выпускников-целевиков, рассказывает Александр Алексеевич Матвеев, руководитель отдела профессионального образования Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга.

Слово «трудоустройство» — понятие двоякое. С одной стороны, это значит обеспечить работой тех, кто закончил обучение. Конечно, это важная социальная задача, чтобы люди, которые закончили высшую школу, вуз или учреждение среднего профобразования, не оказались на улице.

Для Санкт-Петербурга это пока не проблема: из 50 тысяч выпускников, не важно, бюджетно или платно они обучались, любой человек должен найти работу. По данным мониторинга, который мы проводили, нетрудоустроенными оказались около 4% выпускников прошлого года. Эти люди либо продолжили обучение, либо призваны в армию.

Конечно, я не имею в виду, что все выпускники трудоустроены по полученной специальности. Но, по данным службы занятости, из числа заканчивающих обучение в пределах 200 человек становятся на учет как безработные. Согласитесь, это немного по сравнению с общим количеством выпускников.

В Петербурге много вакансий, в основном — рабочих специальностей. Во всяком случае, кто хочет найти работу — всегда находит. Кого-то переучивают, а кого-то ставят на учет как безработного. Это социальный аспект понятия трудоустройства — найти работу для всех, закончивших обучение.

Но есть другая сторона медали. Задача трудоустройства — обеспечить необходимыми кадрами предприятия и организации. Именно на это, в первую очередь, нацелена система целевой подготовки. Хотя далеко не все, заканчивающие учебные заведения, даже обучаясь на целевых местах, оказываются там, где их ждут. Основное слабое место всех нормативных документов целевой подготовки, а у нас сейчас действует постановление 1995 года — возможность в любой момент не исполнять свои обязательства. Бывает, и у работодателя ситуация меняется, все может быть… Тем не менее, есть необходимость и потребность в квалифицированных кадрах.

Предприятиям не нужен просто человек с каким-то дипломом, где написано, например, «инженер-теплотехник». Все заинтересованы в человеке, обладающем соответствующими квалификациями, знаниями и умениями. Поэтому задача системы профессионального образования — максимально гармонизировать интересы работодателей, рынок труда, и систему образования. Это очень серьезная задача. Это включает и корректировку учебных планов, и использование современного оборудования, и квалификацию преподавательского корпуса.

Да, система образования хорошем смысле инерционна, и это неизбежно, потому что она принимает абитуриента сегодня и выпускает специалиста только через 4-6 лет. Чтобы заранее подготовиться, системе нужен прогноз и четкий заказ: кого готовить, сколько готовить, чему учить.

Чтобы работать на рынок труда в соответствии с его потребностями, эти потребности должны быть известны системе образования. Но у нас никто ничего не планирует больше чем на 2-3 года. Мы должны прогнозировать потребности экономики в целом — это задача научно-обоснованного прогноза на 10-15 лет. И этим должны заниматься органы, управляющие экономикой.

Тем не менее, я могу дать оптимистичный прогноз возможностей петербургской экономики, высшего и среднего профессионального образования в трудоустройстве молодых специалистов.


ГлавCправ. 2011

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011