Синтаксический разбор
Порядок синтаксического разбора
Словосочетание
- Выделить словосочетание из предложения.
- Рассказать о строении словосочетания: найти главное и зависимое слова и указать, какими частями речи они выражены; определить способ синтаксической связи.
- Указать грамматическое значение словосочетания.
Простое предложение
- Назвать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); если предложение восклицательное, отметить это.
- Найти грамматическую основу предложения и установить, что оно простое.
- Рассказать о строении предложения:
- двусоставное или односоставное; если односоставное - какого типа (определенно - личное, неопределенно - личное, безличное, назывное);
- нераспространенное или распространенное;
- полное или неполное (если неполное, указать, какой член предложения в нем опущен).
- Отметить, если предложение осложнено однородными членами (однородными предложениями с обобщающим словом) или обособленными членами предложения, обращением, вводными словами и др.
- Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, далее - второстепенные члены, входящие в состав подлежащего, затем - в состав сказуемого).
- Объяснить расстановку знаков препинания.
Сказуемое
- Указать, является ли сказуемое простым глагольным или составным (глагольным или именным).
- Указать, чем выражено сказуемое:
- простое - какой формой глагола;
- составное глагольное - из чего состоит;
- составное именное - какая употреблена связка, чем выражена именная часть.
Предложение с однородными членами
В п. 5 разбора простого предложения указать, какие это однородные члены и как они связаны между собой (только при помощи интонации или при помощи интонации и союзов).
Предложение с обособленными членами
В п.
5 разбора простого предложения указать, каким членом предложения является весь оборот; затем как члены предложения разобрать слова, входящие в него.
Предложение с обособленными членами
Указать, что это предложение с прямой речью. Назвать слова автора и прямую речь. Разобрать их. Объяснить расстановку знаков препинания. Начертить схему.
Сложносочиненное предложение
- Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
- Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.
- Указать, какими именно сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) соединены простые предложения в сложные, и определить значение сложного предложения (перечисление, противопоставление, чередование событий).
- Объяснить расстановку знаков препинания.
- Разобрать как простое предложение каждое из предложений, входящих в состав сложного.
Сложноподчиненное предложение с одним придаточным
- Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
- Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.
- Указать главное и придаточное предложения.
- Заключить на основании вопроса и особенностей строения (к чему относится, чем присоединяется придаточное предложение), какое именно это сложноподчиненное предложение.
- Объяснить расстановку знаков препинания.
- Главное и придаточное предложения разобрать как простые предложения.
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
- Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
- Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.
- Указать главное и придаточное предложения.
- Указать, какое это подчинение: последовательное, параллельное, однородное (или комбинацию этих видов).
- Объяснить расстановку знаков препинания.
- Главное и придаточное предложения разобрать как простые предложения.
- Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
- Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.
- Определить, из скольких простых предложений состоит, каковы смысловые отношения между ними (одновременность, последовательность, противопоставление, причина и следствие, дополнение, пояснение и т.д.).
- Заключить на основании вопроса и особенностей строения (к чему относится, чем присоединяется придаточное предложение), какое именно это сложноподчиненное предложение.
- Объяснить расстановку знаков препинания.
Сложное предложение с разными видами связи
- Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
- Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.
- Установить, что это сложное предложение с разными видами связи (союзной сочинительной и подчинительной и др.).
- Определить по смыслу, как сгруппированы простые предложения в сложном.
- Объяснить расстановку знаков препинания.
- Разобрать как простое предложение каждое из предложений, входящих в состав сложного.
Другие заметки по русскому языку и литературе