Образование
Одним из символов нового экологического общества станет атомная энергетика, способная обеспечить стабильные цены на электричество и минимальное воздействие на окружающую среду: выброс парниковых газов и канцерогенных веществ, характерных для угольных и мазутных станций, все еще составляющих значительную долю традиционной энергетики. Атомных электростанций в мире будет больше, при этом уровень их безопасности будет существенно выше.
«Росатом» констатировал по итогам 2011 г. увеличение с 12 до 21 количества зарубежных заказов на российские атомные энергоблоки. Всего в мире до 2030 г. будет построено примерно 400–450 ГВт новых мощностей атомной энергетики.
Три фактора определяют дальнейшее развития атомной энергетики. Во-первых, исчерпаемость углеводородных ресурсов. Эксперты «British Petroleum» дали прогноз развития добычи углеводородов в XXI веке. Нефти хватит на 46 лет (в России – на 21 год), газа – на 59 лет (в России – на 76 лет). В то же время ожидается, что глобальное потребление энергоресурсов к 2030 г. увеличится на 60%.
Во-вторых, загрязненность окружающей среды диктует необходимость переключения на «щадящую» энергетику. Продолжающееся потепление оборачивается повышением уровня океана, катастрофическими ураганами и, как ни парадоксально, похолоданием в отдельные зимние месяцы из-за нарушения естественных балансов. Поэтому атомная энергетика пока остается одним из самых реальных вариантов развития человечества.
Третий аргумент – экономический. Экономическая привлекательность этого вида энергетики сохраняется благодаря быстрой окупаемости, а рекордный в сравнении с другими видами теплоцентралей коэффициент использования установленных мощностей (порядка 80%), что делает атомную энергетику самым надежным компонентом промышленного развития.
В недалеком будущем будет создан Реактор на быстрых нейтронах и освоены Технологии ториевого цикла
Радиационная безопасность - подразумевает изучение и предотвращение воздействия излучений на человека, окружающую среду, биологические объекты и техногенную продукцию.
Инженер-физик по специальности "Радиационная безопасность человека и окружающей среды" будет владеть знаниями о биологическом действии ионизирующих излучений на человека и другие живые объекты, о генетических и соматических последствиях облучения, о проблеме малых доз и медицинских аспектах поражения большими дозами а также о свойства и характеристики ионизирующих излучений.
Такой специалист будет использовать в своей работе математические методы описания полей ионизирующих излучений в средах; инженерные методы расчета защит от различных видов ионизирующего излучения; теоретические основы дозиметрии и микродозиметрии, основные понятия дозиметрии,требования к инструментальным методам дозиметрии; основные типы дозиметров, радиометров, спектрометров и иной аппаратуры, применяемой в радиационной физике, экологии и биологии; природу естественного и техногенно-измененного радиационного фона и его составляющие; закономерности миграции радионуклидов в природных средах, пути и закономерности поступления радионуклидов в живой организм и закономерности их аккумуляции; принципы оценки риска, методы управления риском; принципы нормирования предельного облучения и предельно-допустимого содержания и поступления радионуклидов в организм; последствия облучения на молекулярном, клеточном и организменном уровнях, стохастические и детерминированные последствия облучения.
Выпускник этого направления обучения сможет давать прогнозы аварийных ситуаций и их последствий для персонала, населения и окружающей среды; будет владеть методами управления риском возникновения аварий различной степени тяжести на ядерно-технических и ядерно-энергетических установках; применять пакеты прикладных программ в области дозиметрии, защиты и обработки экспериментальных данных; исследовать радиационно-индуцированные эффекты в живых системах на всех уровнях организации; прогнозировать воздействие радиационных и радионуклидных загрязнений на экосистемы.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются человек и объекты живой и неживой природы, подвергающиеся воздействию ионизирующей радиации, поля излучения и радионуклидного загрязнения местности, жилищ, производственных помещений, приборы и средства анализа ионизирующих излучений, методы и средства уменьшения радиационного риска на всех этапах действия ядерно-технических установок.
Выпускники могут работать на предприятиях и организациях ядерной отрасли, химической или нефтехимической промышленности, осуществлять исследовательскую деятельность в научных институтах, университетах, на исследовательских ядерных реакторах, а также в компаниях, использующих наукоемкие технологии.
Область профессиональной деятельности специалистов включает: совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, связанных с проектированием, созданием и эксплуатацией атомных станций и других ядерных энергетических установок, вырабатывающих, преобразующих и использующих тепловую и ядерную энергию, включая входящие в их состав системы контроля, защиты, управления и обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
Объектами профессиональной деятельности специалистов являются ядерно-физические, тепло-гидравлические и электрические процессы, протекающие в оборудовании и устройствах для выработки, преобразования и использования ядерной и тепловой энергии; ядерно-энергетическое, тепломеханическое и электрооборудование атомных станций (АС); процессы контроля параметров, управления, защиты и диагностики состояния АС; информационно-измерительная аппаратура и органы управления, системы контроля, управления, защиты и обеспечения безопасности, программно-технические комплексы информационных и управляющих систем АС, автоматизированные системы управления технологическими процессами атомных электростанций, безопасность эксплуатации и радиационный контроль атомных объектов и установок.
Работать выпускники могут на атомных станциях, - существующих или строящихся, готовящихся к запуску, в России или за рубежом в странах БРИКС. Кроме того в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро, а также на кафедрах и в лабораториях вузов.