Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Национальная образовательная стратегия-инициатива “Наша новая школа” предполагают качественные изменения не только в содержании образования, но и в региональном управлении системой образования и его экономическими аспектами.
Наиболее эффективным подходом в решение этих задач является сетевой характер взаимодействия различных образовательных учреждений и социальных институтов.
Среди приоритетов развития инновационной деятельности в Петербурге разработка и дальнейшая реализация кластерной политики. В современной кластерной среде Санкт-Петербурга совокупность образовательно-педагогических учреждений и связанных с ними партнеров не выделена в настоящий кластер. Причиной служит небольшая значимость этой отрасли для региона в плане экономической прибыли, но поскольку она имеет колоссальное стратегическое значение как поставщик кадров для обучения будущих специалистов для всех других кластеров региона, имеет смысл выделить направление «педагогика» в Протокластер, по подобию Туристического или Арт-протокластера.
Многие кластеры включают в себя образовательные учреждения (университеты, агентства стандартизации, среднетехнические учреждения, заочные институты и торговые ассоциации). Эти учреждения оказывают услуги по спецподготовке и обеспечивают информацией те компании, которые состоят в кластере.
Под образовательным кластером (в нашем случае – протокластер) понимают совокупность взаимосвязанных учреждений всех уровней и форм образования, объединенных по определенному признаку и связанных партнерскими отношениями.
|
Обусловлено это потребностью объединить профессиональные силы для решения вопроса подготовки педагогических кадров с учетом потребностей организаций и учреждений Северо-Западного региона.
Включение учреждений в образовательный кластер должно строиться на принципах территориальной близости, взаимовыгодного сотрудничества, совместного использования имеющейся базы и ресурсов.
При разработке моделей взаимодействия учреждений общего, среднего и высшего профессионального образования необходимо учитывать принципы, на которых опирается данное взаимодействие:
- принцип открытости, реализующийся в обеспечении образовательными учреждениями способности выбора своего пути развития;
- принцип адаптивности, обеспечивающий гармонизацию взаимоотношений внутри взаимодействующих коллективов, связей образовательных учреждений с социальным окружением;
- принцип системности, формирующий способность образовательного учреждения выстраивать собственную образовательную траекторию вне и внутри учреждения;
- принцип доступности, ориентированный на ближайшие перспективы развития образовательного учреждения, широкий доступ к образованию учащихся и родителей;
- принцип культуросообразности, способствующий максимальному использованию образовательным учреждением культуры той среды, общества, региона, в которой находится образовательное учреждение;
- принцип сотрудничества, проявляющийся в создании благоприятных условий для самореализации и развития личности одаренных детей и подростков, организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, диалогичности взаимодействия.
Каждое учреждение, входящие в кластер, имеет свои приоритетные направления развития, положительные результаты обучения.
Кластер, как инновационный центр развития регионального образования, позволяет обеспечить эффективность деятельности каждого образовательного учреждения, входящего в него.
Предполагаемые участники кластера:
Санкт-Петербург традиционно считается образовательным центром России. Здесь представлено дошкольное (детские сады, ясли), среднее (школы и гимназии), средне-профессиональное (колледжи и лицеи) и высшее образование (вузы).
Помимо этого имеются военные и специальные учебные заведения, организации дополнительного образования и многое другое. В Санкт-Петербурге 800 школ, гимназий и лицеев, около 100 вузов, 64 колледжа. Их можно рассматривать как производственный раздел образовательно-педагогического кластера.
Научно-методическим центром кластера станут педагогические вузы Санкт-Петербурга, а также педагогические колледжи.
Работать педагогом можно, получив образование не только в педагогическом университете, но и в одном из педагогических колледжей, обучаясь после 9-го класса 4 года, а после 11-го класса - три года.
Направления подготовки
44.00.00 Образование и педагогические науки
- 44.02.01 Дошкольное образование
- 44.02.02 Преподавание в начальных классах
- 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
- 44.02.04 Специальное дошкольное образование
- 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
- 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям)
Преподавание в начальных классах 44.02.02
Первый учитель – очень значимая фигура в детской психологии. Он является и педагогом, и воспитателем, и психологом в одном лице. Педагог помогает ученику адаптироваться среди сверстников и влиться в процесс учебы. Обычно учитель начальных классов проводит уроки по всем дисциплинам, организует развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг, ведет кружки.
Область профессиональной деятельности
Выпускник колледжа направления «Преподавание в начальных классах» в своей профессиональной деятельности должен:
- определять цели и задачи, планировать уроки, внеурочные занятия и внеклассную работу;
- проводить уроки, внеурочные занятия и внеклассные мероприятия;
- осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения;
- анализировать уроки, процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий;
- вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования;
- организовывать внеурочную деятельность и общение младших школьников;
- проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты;
- определять цели и задачи, планировать работу с родителями;
- обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания;
- анализировать результаты работы с родителями;
- координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом;
- выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся;
- создавать в кабинете предметно-развивающую среду;
- оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений;
- участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Профессии
- Учитель начальных классов
Где учиться
- Ленинградское областное заочное педагогическое училище
- Санкт-Петербургский педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова
- Санкт-Петербургский педагогический колледж № 4
- Санкт-Петербургский педагогический колледж № 8
- Выборгский педагогический колледж, г. Выборг
- Гатчинский педагогический колледж им. К. Ушинского, г. Гатчина
- Педагогический колледж Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина, пос. Горбунки, Ленинградская область
- Пикалевский педагогический колледж г. Пикалево
Где работать?
Как правило, в начальных классах общеобразовательных школ и гимназий, в подготовительных группах детских садов, а также в развивающих образовательных центрах.
Коррекционная педагогика в начальном образовании 44.02.05
Коррекционная педагогика – это сложная, комплексная специальность, которая помимо теоретических сведений о психологии и методике преподавания опирается на серьезный практический опыт взаимодействия с детьми, имеющими проблемы со здоровьем или отклонения в психическом развитии.
Работа коррекционного педагога заключается не только в преподавании ученикам начальных классов ряда общеобразовательных сведений, но и в воспитании у ребенка зрительного и слухового восприятия, умения концентрироваться на задачах, а также в повышении коммуникативных способностей.
Область профессиональной деятельности
Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования готовится к следующим видам деятельности:
- преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
- организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
- классное руководство;
- методическое обеспечение образовательного процесса.
Профессии
- Учитель начальных классов
- Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего профиля
- Воспитатель
- Логопед
Где учиться
- Санкт-Петербургский педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова
Где работать?
Компенсирующий и коррекционно-развивающий профиль образования может быть реализован не только в специализированных, но и в общеобразовательных учреждениях, включая детские сады, школы, интернаты, детские дома, санатории и профилактории, летние лагеря.
Профессиональное обучение (по отраслям) 44.02.06
Подготовка будущих мастеров профессионального обучения осуществляется в двух параллельных и взаимосвязанных направлениях: введение в профильную специализацию, основную дисциплину, которую мастер впоследствии будет преподавать своим студентам, а также методика преподавания профильной дисциплины и общепедагогическое образование.
Педагогические дисциплины дополняются курсами по безопасности жизнедеятельности, трудовым правом и административно-юридическими аспектами преподавательской деятельности при профессиональном обучении.
Важные учебные предметы: Организация технологического процесса (по отраслям), Методика профессионального обучения, Общая и профессиональная педагогика, Отраслевые общепрофессиональные дисциплины, устанавливаемые для специальности, Теоретические и прикладные аспекты методической работы мастера производственного обучения, Теоретические и методические основы педагогического сопровождения группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.
Область профессиональной деятельности
Выпускники этого направления обучения будут:
- определять цели и задачи, планировать занятия;
- обеспечивать материально-техническое оснащение занятий, включая проверку безопасности оборудования, подготовку необходимых объектов труда и рабочих мест обучающихся, создание условий складирования и др.;
- проводить лабораторно-практические занятия в аудиториях, учебно-производственных мастерских и в организациях
- организовывать все виды практики обучающихся в учебно-производственных мастерских и на производстве;
- осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся;
- анализировать занятия и организацию практики обучающихся;
- вести документацию, обеспечивающую учебно-производственный процесс;
- проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты;
- определять цели и задачи, планировать деятельность по педагогическому сопровождению группы обучающихся;
- организовывать различные виды внеурочной деятельности и общения обучающихся;
- осуществлять педагогическую поддержку формирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных программ;
- обеспечивать взаимодействие членов педагогического коллектива, родителей (лиц, их заменяющих), представителей администрации при решении задач обучения и воспитания;
- разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных;
- оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений;
- участвовать в планировании деятельности первичного структурного подразделения;
- участвовать в разработке и внедрении технологических процессов;
- разрабатывать и оформлять техническую и технологическую документацию;
- обеспечивать соблюдение технологической и производственной дисциплины;
Профессии
- Учитель
- Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.)
Где учиться
- Петровский колледж
- Санкт-Петербургский колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный университет
Где работать?
В общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования, учреждениях СПО, вразличных учреждениях среднего профессионального образования, специализированных лицеях, профессиональных училищах, колледжах, а также на различных курсах.
Каталог специальностей и направлений СПО