Направления подготовки
Бакалавриат
- 44.03.01 Педагогическое образование
- 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
- 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
- 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
- 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Специалитет
- 44.05.01 Педагогика девиантного поведения
Будущее отрасли
Педагогика работает на будущее. Ее основная задача - сформировать человека, который это будущее будет строить, активно в нем жить и работать. Экономика любого государства постоянно преобразовывается вслед за достижениями научно-технического прогресса, и молодые люди должны выйти из школы готовыми освоить и усовершенствовать новый технологичный мир.
Современный педагог представляет собой сумму специализаций. Он должен быть и хорошим предметником, и психологом, и социальным работником. В нашу повседневную жизнь невозможно представить без компьютерных технологий, поэтому педагог будущего должен быть компетентен и в этой области.
Самое вероятное будущее педагогики – повсеместное внедрение эвристической педагогической системы, основой которой является воспитание творческой и созидательной личности. Педагогика будущего будет направлена на подготовку универсалов, которые знают и умеют делать почти всё (спроектировать, рассчитать, начертить, создать макет в компьютерной программе, рассчитать себестоимость, защитить проект, принять участие в исполнении, то есть довести идею до результата). Всеми этими компетенциями педагог должен владеть сам и уметь передать их ученикам.
Теоретическая часть обучения все больше будет отводиться на самостоятельное освоение. Домашний компьютер – как часть образования и возможность самоконтроля усвоенных знаний.
Учителю возвращается воспитательная функция. Педагогика будет вновь объединять две ипостаси – обучающую и воспитывающую. Вместе с техническим прогрессом изменяется не только качество жизни людей, но и отношения в семье и обществе. Ожидается, что молодой человек из стен школы выйдет не только хорошо обученным и компетентным во многих вопросах, но и гуманитарно-развитым человеком.
Сам подход к ученикам, скорее всего, изменится: на смену сотни лет применявшемуся в педагогике «менторству» (я сказал – ты сделал, фокус на общее развитие) приходит «коучинг» (как решить ту или иную задачу при имеющихся способностях и возможностях, фокус на достижение конкретной жизненной или профессиональной цели).
Педагогика существовала у человечества на всех этапах его развития – от каменного века до наших дней. И представить будущее без передачи знаний, опыта и основ морали и этики, невозможно.
Педагогическое образование 44.03.01
Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) 44.03.05
В современных педагогических вузах будущим учителям дают два профиля подготовки:
- Английский язык и немецкий язык
- Английский язык и французский язык
- Безопасность жизнедеятельности и физическая культура
- Биология и химия
- География и экология
- Информатика и английский язык
- Информатика и математика
- История и обществознание
- Начальное образование и дошкольное образование
- Технология и экономика
- Физика и информатика
Если искомые специализации творческого характера, то для абитуриентов возможен дополнительный экзамен по следующим профилям подготовки: художественное образование, музыкальное образование, образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Дополнительный экзамен требуется также для физкультурного направления.
Профессиональная деятельность
Выпускники этого направления обучения должны:
- проводить психологическую и педагогическую диагностику учащихся для определения маршрута их воспитания и обучения;
- проектировать элективные курсы по информатике и английскому языку с использованием последних достижений науки;
- реализовывать базовые и элективные курсы по информатике и английскому языку в закрепленных согласно учебной нагрузке классах (группах) в соответствии с учебным и собственным поурочным планом, расписанием занятий;
- проводить занятия с использованием современных технологий, учитывая особенности возрастного развития личности;
- обеспечивать порядок и дисциплину во время уроков;
- контролировать посещаемость и успеваемость школьников, вести классную документацию (классный журнал, папку классного руководителя, личные дела учащихся, характеристики школьников, протоколы родительских собраний, дневники);
- проверять классные и домашние задания всех учащихся;
- согласно учебному плану проводить промежуточные, четвертные и годовые контрольные работы;
- проверять все виды контрольных работ и проводить последующую работу над ошибками;
- подготавливать старшеклассников к государственной итоговой аттестации;
- работать в составе экзаменационной комиссии во время итоговой аттестации обучающихся;
- помогать профессиональному самоопределению школьника, подготавливать его к сознательному выбору профессии;
- оказывать психолого-педагогическую помощь учащимся;
- предупреждать девиантное поведение и правонарушения в подростковой среде;
- организовывать внеучебную деятельность обучающихся, разрабатывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационных технологий;
- участвовать в работе педсовета образовательного учреждения, совещаниях при директоре, методических собраниях и т.д.;
- проводить родительские собрания;
- пополнять кабинет учебным материалом по информатике и английскому языку, оборудованием для практических занятий;
- обеспечивать охрану жизни и здоровья детей, при необходимости оказывать первую медицинскую помощь.
Профессии
- Учитель
- Учитель начальных классов
- Воспитатель детского сада
Где учиться
- Смольный институт Российской академии образования, г. Санкт-Петербург
- Гуманитарный институт Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, г. Санкт-Петербург
- Институт гуманитарных и социальных наук Санкт-Петербургского университета управления и экономики, г. Санкт-Петербург
- Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (РГПУ имени А. И. Герцена), г. Санкт-Петербург
- Санкт-Петербургский государственный университет, СПБГУ, г. Санкт-Петербург
- Московский педагогический государственный университет, г. Москва
- Московский гуманитарный педагогический институт, г. Москва
- Педагогический институт иркутского государственного университета, г. Иркутск
- Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул
- Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск
- Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала
- Тюменский государственный университет, г. Тюмень
- Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова, Тюменская область, г. Ишим
- Социально-педагогический институт, Республика Дагестан, г. Дербент
- Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск
- Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск
Где работать?
В зависимости от профиля обучения, выпускники этого направления могут работать в образовательных учреждениях (общеобразовательных школах, школах компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития), учреждениях дополнительного профессионального образования, музыкальных учебных заведениях, колледжах и вузах, медицинских, реабилитационных и коррекционных центрах, психолого-медико-педагогических комиссиях, службах социального обеспечения, детских домах, органах опеки и попечительства, молодежных центрах.
Специальное (дефектологическое образование) 44.03.03
Профессиональная деятельность
Выпускники этого направления обучения должны:
- проводить психолого-педагогическую диагностику лиц с ОВЗ, чтобы уточнить нарушения (слуха, речи, интеллектуального развития, психофизического развития, опорно-двигательного аппарата) и выбрать индивидуальный маршрут образования и коррекции;
- работать с медицинскими картами, анализировать результаты медицинского, психологического и педагогического обследования инвалидов;
- основываясь на результатах диагностики, составлять и корректировать индивидуальные программы развития, образования и коррекционной работы;
- разрабатывать программы психолого-педагогического сопровождения людей с ОВЗ;
- обучать, проводить реабилитацию и социальную адаптацию детей с ОВЗ в коррекционных детских садах и школах, группах интегрированного обучения, медицинских учреждениях;
- осуществлять коррекционно-развивающую работу с людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- использовать различные коррекционно-развивающие технологии и методики;
- наблюдать за ходом коррекционно-развивающих мероприятий, оценивать их результаты и эффективность;
- проводить профилактику и коррекцию привычек, наносящих ущерб здоровью;
- создавать благоприятный психологический климат вокруг лиц с ОВЗ, особенно в образовательных учреждениях и семье;
- консультировать инвалидов, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения;
- оказывать помощь в воспитании членам семей, где проживают дети с ОВЗ;
- формировать у населения толерантное отношение к лицам с ограниченными возможностями;
- оказывать первую медицинскую и психологическую помощь в чрезвычайных ситуациях.
Профессии
- Дефектолог
- Логопед
- Коррекционный педагог
- Олигофренопедагог
- Специалист психокоррекции
- Специальный психолог
- Сурдопедагог
- Тифлопедагог
Где учиться
- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург
- Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга, г. Санкт-Петербург
- Московский педагогический государственный университет, г. Москва
- Московский городской психолого-педагогический университет, г. Москва
- Московский психолого-социальный университет, г. Москва
- Московский городской педагогический университет, г. Москва
- Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа
- Академия социального образования, Республика Татарстан, г. Казань
- Марийский государственный университет, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола
- Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь
- Омский государственный педагогический университет, г. Омск
- Педагогический институт иркутского государственного университета, г. Иркутск
- Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул
- Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск
Где работать?
В образовательных учреждениях (в детских садах и школах компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития), в медицинских, реабилитационных и коррекционных центрах, психолого-медико-педагогических комиссиях, службах социального обеспечения.
Педагогика и психология девиантного поведения 44.05.01
Девиантное – это отклоняющееся от нормы поведение, которое приводит к правонарушениям. Неспроста среди специальных дисциплин, которые даются в процессе обучения этой специальности, есть криминология, предупреждение преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, правовое регулирование труда несовершеннолетних. Девиантное поведение формируется в подростковом возрасте, поэтому специалисты, обладающие знанием психологии девиантного поведения, психологии конфликта и психологии личности могут консультировать и осуществлять психологическую коррекцию школьников в профилактическом плане в школе или уже после совершенного правонарушения. Часто в основе противоправных действий лежит протест молодого человека против ситуации в семье, поэтому «Семьеведение» и «Социальная психология» изучаются в большом объеме.
Профессиональная деятельность
Выпускники этого направления обучения должны:
- проводить психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в колониях и содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;
- устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок, причины социального неблагополучия семьи;
- изучать особенности и бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на подростка;
- корректировать нервно-психическое состояние несовершеннолетних;
- формировать сеть социальной и психолого-педагогической помощи детям и подросткам группы риска;
- защищать права и законные интересы детей и подростков;
- выявлять лица, совершающие в отношении детей противоправные деяния, а также родителей или законных представителей детей, не исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию;
- собирать материалы, являющиеся основанием для лишения родительских прав в случаях жестокого обращения с детьми или неисполнения обязанностей родителей;
- выявлять и вести учёт несовершеннолетних правонарушителей и родителей, отрицательно влияющих на детей;
- работать с несовершеннолетними, доставленными в органы внутренних дел;
- подготавливать материалы о помещении несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
- выявлять подростков, объявленных в розыск, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, совершающих противоправные деяния, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
- участвовать в процессе дознания преступлений, совершенных несовершеннолетними;
- проводить мероприятия по предупреждению безнадзорности и беспризорности, употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди детей и подростков;
- пресекать правонарушения и антиобщественные действия несовершеннолетних;
- проводить профилактические беседы, встречи, образовательные программы с подростками и их родителями, особенно в неблагополучных семьях;
- восстанавливать разрушенные или полностью утраченные бывшими несовершеннолетними заключенными общественные связи и отношения;
- оказывать психологическую помощь осужденным подросткам;
- оказывать социально-правовую и психологическую помощь семьям и детям групп риска, также детям и родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- проводить консультации для родителей с целью разрешения семейных конфликтов;
- заниматься нормализацией и корректировкой отношений родителей и детей;
- консультировать родителей и педагогов по проблемам детей с отклонениями и задержками в развитии, чтобы предупредить будущие правонарушения;
- формировать в коллективах детей и подростков благоприятный морально-психологический климат;
- оказывать помощь в решении межличностных конфликтов;
- организовывать досуг детей и подростков;
- преподавать психолого-педагогические дисциплины в школах, колледжах и вузах;
- повышать психолого-педагогическую и правовую грамотность взрослых, участвующих в воспитании детей и подростков, в том числе с девиантным поведением.
Профессии
- Коррекционный педагог
- Педагог-конфликтолог
- Реабилитационный педагог
- Специалист психокоррекции
- Специальный психолог
- Социальный психолог
- Инспектор отдела по делам несовершеннолетних
- Специалист органов социальной защиты населения
- Семьевед
Где учиться
- Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, г. Санкт-Петербург
- Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева Министерства обороны Российской Федерации, г. Санкт-Петербург
- Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Санкт-Петербург
- Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва
- Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Москва
- Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва
- Московский городской психолого-педагогический университет, г. Москва
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва
- Орловский государственный университет (ОГУ), г. Орел
- Владимирский государственный университет им. А.И. и Н.Г. Столетовых (ВЛГУ), г. Владимир
- Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск
- Новосибирский государственный педагогический университет (НГПУ), г. Новосибирск
Где работать?
В зависимости от профиля обучения могут проходить в общеобразовательных школах, специальных школах закрытого типа, колониях, детских домах, социальных приютах, социально-реабилитационных центрах, психолого-медико-социальных комиссиях, в правоохранительных органах и органах юстиции, органах опеки и попечительства, комиссиях по делам несовершеннолетних, молодежных центрах, медицинских, реабилитационных и коррекционных центрах.
Каталог специальностей и направлений ВПО (бакалавриат)