Здравоохранение

Будущее отрасли

В медицине происходит переход от диагностики и лечения дисфункций и болезней отдельных органов и тканей к системной работе со здоровьем человека. Поэтому получает распространение превентивная медицина, задача которой – выявить возможные заболевания и предотвратить их развитие на ранней стадии. На смену методикам массового лечения приходит персонализированная терапия на уровне генома человека. Медицина активно сращивается с биотехнологической отраслью в вопросах фармакологии и создания пересаживаемых тканей и органов. Расшифрованный генетический код человека фактически служит его амбулаторной картой на всю жизнь. В будущем врач легко считает с него информацию о наследственных заболеваниях и предрасположенностях к различным болезням, что облегчит назначение профилактических мер. При диагностике, лечении и протезировании будут использоваться различные типы роботов и киберустройств. Хирургия перейдет на метод малоинвазивных вмешательств, то есть через крохотный надрез в организм больного будет запущен микроробот, который опознает область поражения, вырежет и «зашьет» разрез, что особенно полезно для сосудистой и нейрохирургии.

Медицина будущего принесет с собой сверхточную диагностику состояния здоровья человека на протяжении всей жизни. Будет возможно прогнозировать заболевания человека и заболевания его потомков, компьютерное моделирование развития болезни и индивидуальных методик лечения, высокоточную автоматизированную микрохирургию, микродиагностические устройства, позволяющие мгновенно сообщать врачу о серьезных изменениях в здоровье пациента, а также получать консультации у любого специалиста через «облачные базы», выращивание тканей и органов из неотторгаемых биоволокон.


Направления подготовки

  • 34.00.00 Сестринское дело (бакалавриат)
  • 30.00.00 Фундаментальная медицина (специалитет)
  • 30.05.01 Медицинская биохимия
  • 30.05.02 Медицинская биофизика
  • 30.05.03 Медицинская кибернетика
  • 31.00.00 Клиническая медицина
  • 31.05.01 Лечебное дело
  • 31.05.02 Педиатрия
  • 31.05.02 Стоматология
  • 32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина
  • 32.05.01 Медико-профилактическое дело
  • 37.00.00 Психологические науки
  • 37.05.01 Клиническая психология
  • 37.05.02 Психология служебной деятельности

Медицинская кибернетика 30.05.03

Область профессиональной деятельности

    Выпускник этого направления подготовки должен:
  • создавать, внедрять и использовать медицинские автоматизированные информационные системы, которые включают в первую очередь блок управления, данные о кадрах и материальном обеспечении учреждения, а также сохранение информации о диагностике, лечении и профилактических мероприятиях лечебного учреждения;
  • использовать вычислительную технику при обработке медицинской информации, применяя информационные системы оперативного врачебного контроля, которые позволяют снимать с пациента медико-биологическую информацию, автоматически распознавать состояние пациента, фиксировать нарушения в работе организма, диагностировать заболевание, управлять техникой, регулирующей жизненно важные функции больного;
  • использовать в лабораториях и отделениях медицинских и научных организаций современную клиническую лабораторную, биофизическую и биохимическую аппаратуру;
  • проверять и устранять основные неисправности электронно-медицинской аппаратуры;
  • осуществлять приём терапевтических, хирургических и неврологических больных, определять их основные симптомы и синдромы, ставить предварительный диагноз;
  • составлять план лабораторно-инструментального анализа;
  • проводить клинические лабораторные, биохимические, биофизические, иммунологические и медико-генетические исследования;
  • основываясь на результатах клинического, лабораторного и инструментального обследования, устанавливать и правильно формулировать диагноз, определять тактику лечения;
  • разрабатывать и внедрять в современную медицинскую практику современные информационные технологии;
  • вести отчетную документацию в медицинских и научных организациях с использованием современных информационных технологий;
  • организовывать и планировать работу медицинского персонала.

Как любой врач медицинский кибернетик должен соблюдать правила врачебной этики, хранить врачебную тайну и придерживаться закона при работе с конфиденциальной информацией, при необходимости оказывать неотложную врачебную помощь.

Профессии

  • Биолог
  • Врач
  • Врач лучевой диагностики
  • Врач ультразвуковой диагностики
  • Врач-биофизик
  • Врач-кибернетик
  • Врач-лаборант
  • Иммунолог

Где учиться:

  • Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, г. Москва
  • Псковский государственный университет , медицинский факультет, г. Псков
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет, медицинский факультет, г. Казань
  • Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск
  • Пензенский государственный университет, медицинский факультет, г. Пенза
  • Юго-Западный государственный университет, медицинский факультет, г. Курск
  • Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск

Где работать

В лечебно-профилактических учреждениях (поликлиники, больницы, врачебные амбулатории, клиники, медицинских центры), научно-исследовательских медицинских и биологических центрах, лабораториях и институтах, специализирующихся на эксплуатации медицинской техники и проведении медико-биологических экспериментов, научно-производственных учреждениях в области биотехнологий, сельского хозяйства, экологии и охраны природы.


Лечебное дело 31.05.01

Традиционные медицинские направления не подпали под болонскую реформу, студенты-медики учатся по системе специалитета, как и раньше, 6 лет. Первые три курса поступившие на направление «Лечебное дело» обучаются теоретическим и базовым медицинским предметам, потом они получают углубленные знания по трем направлениям: терапия, хирургия или гинекология. После окончания вуза предусмотрен год ординатуры в клинике, где усиливается специализация. Терапевт общего профиля, например, может стать невропатологом или фтизиатром или другим узким специалистом. На выбор специализации влияет не только желание студента, но и возможности клинической базы медицинского университета или медицинского факультета университета, а также учебно-научно-практические заслуги студента за время предыдущей учебы.

Область профессиональной деятельности

    Вне зависимости от дальнейшей специализации, каждый выпускник направления обучения «Лечебное дело» сможет выполнять на рабочем месте следующее:
  • с помощью осмотра и лабораторных исследований диагностировать заболевания и различные патологии у взрослых и подростков;
  • назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение согласно диагнозу;
  • проводить лечебные мероприятия при заболеваниях нервной, эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и системы крови, а также опорно-двигательного аппарата;
  • работать с медикаментами и соблюдать правила их хранения;
  • использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских учреждений;
  • работать с медико-технической аппаратурой, используемой при диагностике, лечении и оперировании пациентов;
  • осуществлять диагностику и ведение беременности, принимать роды;
  • проводить профилактические и противоэпидемиологические мероприятия для предупреждения возникновения инфекционных заболеваний (холеры, дизентерии, гриппа, кори, ветряной оспы, малярии, столбняка и другого);
  • осуществлять диспансерное наблюдение за взрослым населением и подростками с учётом их возраста, пола, состояния здоровья;
  • проводить реабилитационные мероприятия среди подростков и взрослых, перенёсших соматические заболевания, травмы и оперативное вмешательство;
  • распределять пациентов на группы для занятия физкультурой и спортом, учитывая их состояние здоровья;
  • обучать детей, подростков и членов их семей основным гигиеническим оздоровительным процедурам для профилактики возникновения заболеваний и укрепления здоровья;
  • использовать при реабилитации лечебную физкультуру, физиотерапию, а также нетрадиционные методы терапии (рефлексотерапию, фототерапию, гомеопатию);
  • проводить судебно-медицинскую экспертизу;
  • диагностировать и оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях больных;
  • проводить экспертизу трудоспособности больных а также судебно-медицинскую экспертизу;
  • управлять медицинским персоналом, определять круг их обязанностей;
  • вести медицинскую документацию в медицинских организациях.

Профессии

  • Терапевт
  • Гастроэнтеролог
  • Гематолог
  • Гинеколог
  • Дерматолог
  • Кардиолог
  • Невропатолог
  • Нефролог
  • Онколог
  • Ортопед
  • Отоларинголог
  • Офтальмолог
  • Рентгенолог
  • Уролог
  • Эндокринолог
  • Хирург
  • Анестезиолог
  • Педиатр
  • Акушер
  • Врач-косметолог
  • Диетолог
  • Судмедэксперт

Где учиться

  • Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург
  • Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург
  • Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург
  • Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова Министерства обороны Российской Федерации, г. Санкт-Петербург
  • Санкт-Петербургский государственный университет, медицинский факультет, г. Санкт-Петербург
  • Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва
  • Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва
  • Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва
  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва
  • Тихоокеанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Владивосток
  • Новосибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Новосибирск

Где работать

В поликлиниках, городских и сельских врачебных амбулаториях, здравпунктах, участковых больницах, частных и семейных клиниках, медицинских центрах, различных отделениях больниц, в роддомах, научно-исследовательских учреждениях, оказывающих населению медицинские услуги, а также в школах и детских садах.


Клиническая психология 37.05.01

Существует много направлений психологии, и только клиническая психология занимается медицинскими аспектами этой дисциплины и тесно соседствует с психиатрией.

    Выпускники этого направления обучения смогут:
  • проводить диагностику психического состояния личности, его психологических проблем, и способов адаптации;
  • выявлять лица с повышенным риском развития заболеваний, психологической и социальной дезадаптации;
  • составлять развёрнутое психологическое заключение и рекомендации;
  • составлять программы диагностического обследования человека, семьи или группы людей;
  • разрабатывать программы психологического вмешательства, учитывая психологическое состояние пациента и задачи профилактики, лечения, реабилитации и развития (образовательные, оздоровительные или коррекционно-развивающие программы);
  • корректировать нервно-психическое состояние взрослых и несовершеннолетних;
  • оказывать психологическую помощь осужденным, в том числе несовершеннолетним преступникам;
  • оказывать психологическую помощь семьям и детям групп риска, также детям и родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • восстанавливать разрушенные или полностью утраченные бывшими заключенными общественные связи и отношения;
  • проводить консультации для родителей с целью разрешения семейных конфликтов;
  • заниматься нормализацией и корректировкой детско-родительских отношений;
  • консультировать родителей и педагогов по проблемам детей с отклонениями и задержками в развитии;
  • проводить психологические исследования в рамках судебно-психологической, военно-психологической, психолого-лингвистической, медико-психолого-социальной экспертизы;
  • анализировать результаты проведенных исследований и формулировать экспертное заключение в соответствии с нормативно-правовыми документами;
  • подготавливать и проводить презентации программ здоровья по профилактике курения, о психологических услугах в области здоровья, программы раннего психологического вмешательства для групп риска (профилактика наркозависимости, СПИДа, школьного насилия).

Профессии

  • Клинический психолог
  • Психиатр
  • Нейропсихолог
  • Психотерапевт
  • Валеолог
  • Патопсихолог
  • Спортивный психолог
  • Социальный психолог
  • Коррекционный педагог
  • Педагог-конфликтолог
  • Реабилитационный педагог
  • Семьевед
  • Социальный педагог
  • Специалист органов социальной защиты населения
  • Инспектор отдела по делам несовершеннолетних

Где учиться

  • Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург
  • Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург
  • Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
  • Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга, г. Санкт-Петербург
  • Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва
  • Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва
  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва
  • Высшая школа психологии (Институт, Естественных и гуманитарных наук, г. Москва
  • Институт Практической Психологии и Психоанализа, г. Москва
  • Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Томск
  • Красноярский государственный медицинский университет им. Профессора Войно-Ясенского Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Красноярск

Где работать

В зависимости от профиля обучения, клинические психологи могут работать в центрах психологического сопровождения в ЧС, психотерапевтических отделениях психиатрических, неврологических и соматических больниц, санаториях, психотерапевтических кабинетах поликлиник, службах социальной помощи населению, кризисных центрах, центрах медицины катастроф, службах МЧС России, службах «телефона доверия», центрах реабилитации и помощи жертвам насилия, бригадах экстренной психологической помощи. Базами практик выступают центры нейрохирургии, неврологии и реабилитации, консультативные медико-психолого-педагогические центры помощи детям и трудным подростками, психологические службы в школе, коррекционные школы и классы, детские комнаты милиции, детские и подростковые центры наркологии, спортивные центры для детей с ОВЗ, комиссии по медико-социальной, военно-врачебной, судебно-психолого-психиатрической экспертизе, центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, спецшколы и училища, инспекции по ПДН, следственные изоляторы, исправительные учреждения.

Каталог специальностей и направлений ВПО (бакалавриат)

Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011