Кластер медицинской и фармацевтической промышленности, радиационных технологий

В сентябре 2015 г. состоялось подписание меморандума о создании в Санкт-Петербурге кластера «Трансляционная медицина». Он будет базироваться на созданном в 2005 г. «Кластере медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий», который объединял малые и средние предприятия, работающие в медицине, медицинском приборостроении, фармакологии и биотехнологиях.

Цель кластера – создание сегмента медицины, который будет базироваться на совокупности «прорывных» технологий и способствовать появлению высокотехнологичной продукции и услуг в медицинской и фармакологической отраслях.

Среди стратегических задач кластера: проведение фундаментальных и прикладных исследований, доклинических испытаний, сокращение сроков разработки и внедрения инновационных продуктов медицинского назначения, лицензионное обеспечение интеллектуальной собственности разработчиков, привлечение прямых инвестиций для реализации новых проектов.

На базе кластера будут разрабатываться и внедряться в практику новые технологии, вестись обучение, подготовка и переподготовка кадров для системы здравоохранения, фармацевтики и медицинской промышленности, будет концентрироваться финансирование исследований и разработок в ключевых областях. Работа кластера затронет медицину и здравоохранение, биотехнологическую, фармакологическую и химическую промышленность, приборостроение, электронику, производство новых материалов.

Предприятия кластера имеют общие интересы в производственной кооперации, в совместном продвижении продукции на отечественный и зарубежный рынки, реализации проекта создания единого научно-производственного комплекса в области медицинского приборостроения и биотехнологий. Взаимные интересы стимулируют добровольное и равноправное объединение высокотехнологичных и инновационных компаний.

Кластерный подход позволяет более полно раскрыться потенциалу Санкт-Петербурга в области создания, производства и внедрения в медицинскую практику лекарственных препаратов, опираясь на существующую материально-техническую базу, пул высококвалифицированного персонала и спектр имеющихся и ведущихся научных разработок (доля фармацевтической промышленности Санкт-Петербурга составляет около 6,2% в общероссийских показателях).

Кластер медицинской, фармацевтической промышленности Санкт-Петербурга вошел в группу кластеров частно-государственного партнерства в инновационной сфере, что отражает его высокий уровень подготовки и реализации кластерных инициатив и проектов.

Кроме производственных и экономических задач, кластер ставит перед собой задачи разработки технологий высокоэффективного локального промышленного фармацевтического производства и внедрение этих технологий на промышленных площадках партнеров, а также реализацию совместных образовательных проектов для обеспечения высокого качества подготовки специалистов для локальной фармацевтической и медицинской промышленности, медицинской техники и оборудования.

Предприятия – участники кластера

Кластер объединяет большое количество компаний, среди которых: учреждения науки, фармацевтические и инновационные компании, а также сервисные организации. По предварительным оценкам в него входит 145 компаний, 109 производственных компаний (22 из которых являются производителями лекарственных средств, 87 - производителями медицинской техники и 6 сервисных компаний). Кроме того, в кластер входит около 30-ти научно-исследовательских институтов и образовательных учреждений. Общее количество сотрудников, занятых в научно-образовательном секторе, превышает 43100 человек ( в т.ч. около 5200 кандидатов наук, 3500 докторов наук, около 1000 профессоров, около 200 членов-корреспондентов и академиков).

Структура кластера обеспечивает полный технологический цикл производства конечного продукта (включающий базовые этапы: научно-исследовательский, научно-конструкторский, опытно-промышленный, промышленный и образовательный).

Производственный сектор
Самсон-мед, Биокад (BIOCAD), Kraftway, RCI SZNTEZ, Novartis, Герофарм, Фарм-Холдинг, Неон Гем-стандарт, Полисан, НИПК Электрон, Вертекс, Антей-мед, и еще более 100 компаний.

Научно-исследовательский и образовательный сектор
Медицинский исследовательский центр им. В.А.Алмазова, Химико-фармацевтическая академия, Университет ИТМО, Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, Электротехнический университет «ЛЭТИ», Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта и др.

Направления подготовки

  • 12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
  • 12.02.06 Биотехнические и медицинские аппараты и системы
  • 12.02.07 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт медицинской техники
  • 12.02.08 Протезно-ортопедическая и реабилитационная техника
  • 31.00.00 Клиническая медицина
  • 31.02.01 Лечебное дело
  • 31.02.02 Акушерское дело
  • 31.02.03 Лабораторная диагностика
  • 31.02.04 Медицинская оптика
  • 31.02.05 Стоматология ортопедическая
  • 31.02.06 Стоматология профилактическая
  • 33.00.00 Фармация
  • 33.02.01 Фармация
  • 34.00.00 Сестринское дело
  • 34.02.01 Сестринское дело

Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии 12.00.00

Это направление обучения скорее дается в учреждениях высшего профессионального образования как бакалаврская программа, но поскольку потребность в таких техниках очень высока, вскоре эти программы появятся и в наших колледжах.

Область профессиональной деятельности

Выпускник этого направления подготовки будет профессионально разбираться в биомедицинской технике. Для этого ему придется хорошо разбираться в устройстве и условиях работы компьютерных томографов, ультразвуковых сканеров, приборов по измерению артериального давления и др.

    На рабочем месте такой специалист будет:
  • обслуживать и настраивать биомедицинскую технику;
  • заниматься метрологическим и программным обеспечением биомедицинской аппаратуры;
  • объяснять инструкции и помогать персоналу биомедицинских и экологических лабораторий использовать биомедицинскую технику и программное обеспечение;
  • вместе с медицинским персоналом проводить эксперименты с новыми экземплярами техники;
  • осуществлять аттестацию и сертификацию новых и модифицированных биомедицинских приборов;
  • проверять техническое состояние, износ биомедицинского оборудования, осуществлять его текущий ремонт;
  • проводить проверку, наладку, регулировку оборудования, настройку программных средств, обеспечивающих работу биомедицинской и экологической техники;
  • принимать участие в проведении анализа состояния пациента, в назначении вида протезов нижних, верхних конечностей;
  • выбирать конструкции протезов;
  • принимать участие в проведении анализа состояния пациента и назначении вида ортезов;
  • принимать участие в назначении ортопедической обуви и коррегирующих приспособлениях для стопы;
  • принимать участие в назначении вспомогательных средств, облегчающих передвижение пациента;
  • изготавливать протезы нижних и верхних конечностей;
  • изготавливать экзопротезы молочной железы;
  • изготавливать ортезы, бандажные изделия и аппараты;
  • изготавливать ортопедическую обувь и коррегирующие приспособления для стопы;
  • контролировать изготовление вспомогательных средств, облегчающих передвижение пациента;
  • эксплуатировать и обслуживать специализированное технологическое оборудование и инструменты;
  • проводить примерку индивидуальных технических средств реабилитации;
  • осуществлять подгонку индивидуальных средств реабилитации;
  • проводить коррекцию биомеханических параметров технических средств реабилитации в зависимости от индивидуальных особенностей пациента;
  • обеспечивать косметическое соответствие внешнего вида технических средств реабилитации анатомической норме;
  • оформлять учетно-отчетную документацию;
  • обучать пациента пользованию техническим средством реабилитации и давать рекомендации по его эксплуатации.

Профессии

  • Техник
  • Слесарь-протезист
  • Техник ортопед
  • Техник-протезист
  • Электромеханик по ремонту и обслуживанию электронной медицинской аппаратуры
  • Оптик-механик
  • Механик протезно-ортопедических изделий

Где учиться

  • Центр среднего профессионального образования Северо-Западного института управления РАНХиГС

Клиническая медицина 31.00.00

Область профессиональной деятельности

    Выпускник этого направления обучения должен:
  • планировать обследование пациентов различных возрастных групп
  • проводить диагностику острых и хронических заболеваний, беременности, комплексного состояния здоровья ребенка
  • диагностировать смерть
  • оформлять медицинскую документацию
  • определять тактику лечения пациентов различных возрастных групп
  • выполнять лечебные вмешательства, в т.ч. внутривенные инъекции
  • контролировать состояние пациента
  • организовывать специализированный сестринский уход за пациентом
  • организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружающим
  • проводить диагностику неотложных состояний
  • определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар
  • организовывать и оказывать неотложную медицинскую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях
  • организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении
  • проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия на закрепленном участке
  • проводить иммунопрофилактику
  • осуществлять психологическую реабилитацию пациентов с различной патологией
  • проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких людей, участников военных действий и лиц из группы социального риска
  • рационально организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде
  • повышать профессиональную квалификацию и внедрять новые современные формы работы

Профессии

  • Фельдшер
  • Акушер
  • Косметолог
  • Диетолог
  • Медицинская сестра
  • Медицинский оптик
  • Оптик-оптометрист

Где учиться


Фармация 33.00.00

Область профессиональной деятельности

    Выпускник этого направления обучения должен:
  • отпускать лекарственные средства населению
  • продавать изделия медицинского назначения и другие товары аптечного ассортимента
  • заниматься организацией приема и хранения лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента
  • принимать участие в оформлении торгового зала
  • информировать население и медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента
  • оказывать первую медицинскую помощь
  • соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности
  • изготавливать лекарственные формы по рецептам
  • делать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для реализации
  • проводить внутриаптечный контроль лекарственных средств
  • заниматься организацией деятельности структурных подразделений аптеки
  • руководить аптекой или структурными подразделениями аптеки
  • проводить анализ спроса на товары аптечного ассортимента
  • оформлять заявки поставщикам на товары аптечного ассортимента
  • принимать участие в формировании ценовой политики
  • участвовать в организации оптовой торговли
  • оформлять первичную учетно-отчетную документацию
  • проводить маркетинговые исследования спроса
  • прогнозировать продажи товаров аптечного ассортимента
  • продвигать товары аптечного ассортимента на фармацевтическом рынке
  • консультировать население по использованию и хранению лекарственных средств в домашних условиях
  • информировать учреждения здравоохранения об имеющихся в аптеке лекарственных средствах и товарах аптечного ассортимента
  • информировать население по вопросам применения средств альтернативной медицины

Профессии

  • Фармацевт

Где учиться


Сестринское дело 34.00.00

Область профессиональной деятельности

    Выпускник этого направления обучения должен:
  • проводить профилактические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения
  • проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения
  • проводить профилактику инфекционных и неинфекционных заболеваний
  • осуществлять лечебно-диагностическое вмешательство
  • применять медикаментозные средства, аппаратуру и медицинское оборудование для лечения пациентов
  • вести медицинскую документацию
  • осуществлять реабилитационные мероприятия
  • оказывать доврачебную медицинскую помощь при неотложных состояниях и травмах
  • оказывать медицинскую помощь при чрезвычайных ситуациях
  • взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций
  • вести подбор и расстановку среднего и младшего медицинского персонала
  • организовывать работу исполнителей
  • проводить анализ и оценку качества сестринской помощи
  • внедрять современные медицинские технологии

Профессии

  • Медицинская сестра
  • Медицинский брат

Где учиться

Каталог специальностей и направлений СПО

Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011