18.00.00 Химические технологии

Направления подготовки

    Бакалавриат
  • 18.03.01 Химическая технология
  • 18.03.02 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии
    Специалитет
  • 18.05.01 Химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий
  • 18.05.02 Химическая технология материалов современной энергетики

Будущее отрасли

В последние годы происходит революция в материаловедении, связанная с распространением новых материалов – композитов или сложных неоднородных материалов, состоящих из армирующего компонента и матрицы, обладающих (по сравнению с традиционными материалами, такими как дерево, металл и камень) повышенной прочностью, легкостью, пластичностью. Кроме уже ставших привычными пластиковых и металлизированных композитов, широко распространяются композиты на стеклянной основе. Благодаря использованию композитных материалов качество изделий в аэрокосмической промышленности, машиностроении, строительстве и т. д. значительно повышается, а возможности их применения расширяются. В будущем также будет происходить встраивание в композитные конструкции «умных компонентов» (чипов и контроллеров), что позволит пользователям управлять свойствами помещений и техники. Это приведет к появлению «активных сред» – рабочих, жилых и учебных пространств, управляемых интеллектуальными системами и/или пользователем, в зависимости от необходимых задач или настроения (например, меняющие цвет стены, покрытие пола и т. д.).

Другим важнейшим изобретением является 3D-печать – возможность печатать из специальных, разработанных химической промышленностью составов любые объекты, будь то компьютерная плата, музыкальный инструмент, оружие или медицинский протез. Открытия в этой отрасли позволяют улучшить свойства и пределы устойчивости материалов, механизмов и конструкций. Развитие 3D-печати открывает новую эру в производстве: появляется возможность изготавливать конечные продукты с заданными заказчиком свойствами.


Химическая технология 18.03.01

Химическая технология является активно развивающимся направлением, остро востребованным экономикой страны. Пришло время менять устаревшие технологии и получать больше искусственных материалов для успешной работы других производств.

Выпускники этого направления обучения смогут работать над созданием производств основных неорганических веществ, строительных материалов, продуктов основного и тонкого органического синтеза, полимерных материалов, продуктов переработки нефти, газа и твердого топлива, лекарственных препаратов, энергонасыщенных материалов и изделий на их основе.

    Им предстоит:
  • делать расчеты и участвовать в проектировании отдельных стадий технологического процесса;
  • совершать проверку технического состояния оборудования и его остаточного ресурса;
  • заниматься математическим моделированием процессов и объектов на основе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и пакетов прикладных программ для научных исследований;
  • участвовать в работе по наладке, настройке и опытной проверке оборудования и программных средств;
  • проводить профилактический осмотр и текущий ремонт оборудования;
  • исследовать причины брака в производстве и разрабатывать мероприятия по его предупреждению и устранению;
  • составлять техническую документацию (графики работ, инструкции, планы, сметы, заявки на материал и оборудование);
  • заниматься стандартизацией и сертификацией технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов;
  • контролировать соответствие разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам.

Профессии

  • Химик-технолог;
  • Инженер-химик;
  • Инженер-исследователь;
  • Химик;
  • Преподаватель химии.

Где учиться

  • Институт прикладной химии и экологии Санкт-Петербургского государственного университета технологий и дизайна, г. Санкт-Петербург
  • Санкт-Петербургский государственный технологический институт растительных полимеров, г. Санкт-Петербург
  • Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия Министерства здравоохранения РФ, г. Санкт-Петербург
  • Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург
  • Санкт-Петербургский государственный Технологический институт (Технический университет), г. Санкт-Петербург
  • Национальный минерально-сырьевой университет "Горный", г. Санкт-Петербург
  • Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина, г. Москва
  • Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, г. Москва
  • Московский государственный университет дизайна и технологии, г. Москва
  • Институт текстильной и легкой промышленности, г. Москва
  • Московский государственный университет тонких химических технологий имени М.В. Ломоносова , г. Москва

Где работать?

В лабораториях научно-исследовательских институтов РАМН, на предприятиях промышленного производства, на кинопредприятиях, на предприятиях, изготавливающих парфюмерно-косметическую продукцию и товары бытовой химии, в организациях, занимающихся производством лекарственных препаратов, в фирмах, занимающихся теплоизоляционным вспенивающимися и огнестойкими материалами, обеспечивающим строительные компании.


Химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий 18.05.01

Специалисты, закончившие это направление обучения, будут участвовать в эффективном получении энергоемких материалов и безопасном производстве изделий из этих материалов.

    Им предстоит:
  • выполнять инженерные расчеты технологического процесса получения энергоемких материалов и изделий;
  • делать эскизы деталей средней сложности и чертежи схем технологических процессов;
  • проводить испытания готовой продукции;
  • испытывать и внедрять новые рецептуры, методики и новые приборы в процесс получения энергоемких материалов и изделий;
  • участвовать в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по совершенствованию процесса получения и использования энергоемких материалов и изделий;
  • контролировать расход сырья и материалов, разрабатывать способы их экономии и энергосбережения;
  • обеспечивать соблюдение технологической дисциплины, вести технологическую документацию;
  • участвовать в управлении качеством продукции, подготавливать продукцию к сертификации;
  • заниматься разработкой программ и методик для изучения свойств уже существующих, а также новых энергоемких материалов и изделий.

Кроме того, такие специалисты компетентны участвовать в экспертизе аварийных ситуаций при работах с энергонасыщенными материалами и изделиями.

Профессии

  • Инженер-исследователь
  • Инженер-конструктор
  • Эксперт по безопасности

Где учиться

  • Санкт-Петербургский государственный Технологический институт (Технический университет), г. Санкт-Петербург
  • Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, г. Москва
  • Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва
  • Институт инженерной экологии и химического машиностроения, г. Москва
  • Пермский национально-исследовательский политехнический университет, г. Пермь
  • Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск
  • Пензенский артиллерийский инженерный институт – филиал военной Академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева, г. Пенза
  • в технологических и технических университетах других городов

Где работать?

На предприятиях химической продукции, специализирующихся на изготовлении химических волокон, тугоплавких неметаллических и силикатных материалов, на предприятиях химической, газовой, нефте-химической и биотехнологической промышленности, на предприятиях топливно-энергетического комплекса, на предприятиях по переработке отходов, на заводах по производству строительных материалов, в энергетических компаниях и природоохранных организациях, на нефтегазодобывающих и перерабатывающих предприятиях.

Каталог специальностей и направлений ВПО (бакалавриат)

Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011