Востребованность специальностей сегодня определяется запросами рынка. Сейчас время, когда экспортно-сырьевая экономика России должна измениться на производственно-перерабатывающую, ожидается появление целых новых отраслей для того, чтобы экономика России стала конкурентоспособной.
Образование в ближайшие годы станет главным приоритетом России, сообщил Президент РФ Владимир Путин в ходе выступления на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума в июне 2016 года.
"Мы прекрасно понимаем, что технологии создает и использует человек. Именно талант исследователя, квалификация инженеров и рабочих являются важнейшим условием конкурентоспособности экономики и страны в целом, поэтому считаю образование тем самым, на что мы должны обратить внимание в ближайшие годы", — сказал Путин на пленарном заседании ПМЭФ.
По данным Минпросвещения РФ, сегодня 60% выпускников 9-х классов и 30% выпускников 11-х классов выбирают программы среднего профессионального образования. В России насчитывается более 3,6 тыс. профессиональных лицеев и колледжей, в которых учатся около 3,3 млн студентов.
Сделать отечественное среднее профобразование соответствующим требованиям экономики и запросам рынка труда помогает нацпроект «Образование», в рамках которого определена стратегия развития этого сегмента. Работа по совершенствованию системы ведется с 2019 года.
Ожидается, что к концу 2024 года все регионы России обновят инфраструктуру учебных заведений, внедрят гибкие практико-ориентированные программы по наиболее востребованным и перспективным профессиям. В регионах откроют 100 центров опережающей профподготовки и более 5 тыс. мастерских с современным оборудованием.
В условиях импортозамещения система среднего профессионального образования оперативно и гибко перестраивается под запросы экономики.
Отраслевой подход к подготовке кадров, лежащий в основе федерального проекта «Профессионалитет», позволит решить вопросы адресной подготовки кадров для ключевых отраслей российской экономики.
Кластеры станут реальными центрами корпоративной подготовки кадров для предприятий-партнеров, что позволит существенно снизить непрофильную финансовую нагрузку на реальный сектор экономики.
Образовательно-производственный центр (кластер) проекта «Профессионалитет» – это форма тесного взаимодействия колледжей с предприятиями реального сектора экономики. Цель деятельности кластера – удовлетворение потребности предприятий в квалифицированных рабочих кадрах.
"Профессионалитет" поможет регионам решить проблему кадрового дефицита. Эта программа направлена на сокращение сроков обучения для рабочих профессий и специальностей.
В 2022 году Министерство просвещения Российской Федерации утвердило 82 новых федеральных государственных образовательных стандарта по профессиям и специальностям среднего профессионального образования. Среди них профессии и специальности в сфере медицины, лесозаготовки, геодезии и технологии продуктов питания. Обучение по этим специальностям начнется с 1 сентября 2023 года.
Минпросвещения России разработало еще 33 проекта федеральных государственных образовательных стандартов по профессиям и специальностям в горнодобывающей и химической промышленностях, швейном производстве, реставрации и в ряде других отраслей.
Сроки обучения будут различаться в зависимости от профиля подготовки. Ряд профессий и специальностей можно освоить в том числе в рамках федерального проекта «Профессионалитет», в этом случае они будут адаптированы под запрос работодателей.
Примерные основные образовательные программы будут включать воспитательные компоненты, в том числе примерную рабочую программу воспитания.
Государственная итоговая аттестация по завершении обучения будет проводиться в форме демонстрационного экзамена для профессий, а для специальностей в форме демонстрационного экзамена и защиты дипломного проекта.
С 1 марта 2023 г. вводится новый порядок обучения по программам среднего профобразования. Он заменит правила 2013 г. и будет действовать до 1 марта 2029 г.
Принятие нового порядка обусловлено проведением эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профобразования в рамках федерального проекта "Профессионалитет".
В.В. Путин поручил правительству разработать справочник востребованных профессий. В него будут также включены и новые перспективные специальности. Кроме того, правительство должно обеспечить принятие закона о профстандартах для приёма на работу для того, чтобы выпускники со специальностью, полученной в учебном заведении, могли сразу устроиться на предприятие по полученной квалификации. Такое соответствие должно быть заложено в новом Законе о профстандартах.
«Правительству Российской Федерации совместно с Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям: Разработать с учётом ранее данных поручений национальный справочник профессий, востребованных на рынке труда, предусмотрев включение в него новых и перспективных профессий. Из Перечня поручений Правительству 20.02.15 www.kremlin.ru |
ГлавСправ видит свою роль в исполнении поручений Президента и Правительства РФ в размещении адекватной экономическому состоянию страны информации о востребованных специальностях.
Мы составили справочник востребованных профессий для тех, кто собирается получить профессию в учреждениях среднего профессионального образования и в высших учебных заведениях.
Профессия - это ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и/или духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.
Специальность - вид занятий в рамках данной профессии.
Например, профессия - токарь, специальности в рамках данной профессии: токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-полуавтоматчик, токарь-револьверщик.
Профессия учитель, специальности в рамках данной профессии: учитель физики и информатики, учитель физики и иностранного языка, учитель русского языка и литературы, учитель русского и иностранного языков, учитель русского языка как иностранного, учитель иностранного языка и литературы, учитель экономики и права, учитель изобразительного искусства, учитель технологии и предпринимательства и т. д.
Сориентироваться в десятках тысяч существующих профессий и специальностей можно с помощью классификации профессий.