30.08.2013
Что нужно знать о новом законе «Об образовании»
В режиме live-конференции представители Министерства образования и науки РФ, высшей школы,
профсоюзов и образовательной общественности обсудили новшества, которые коснутся системы образования с осени текущего года.
С 1 сентября 2013 года в России вступает в силу закон «Об образовании». Документ пришел
на смену законам «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», действовавшим уже на протяжении 20 лет.
Наталья Третьяк, первый заместитель министра образования и науки РФ:
- Новый закон финансово закрепляет гарантии обеспечения доступности и качества образования в России.
В документе прописаны нормативы работы образовательных учреждений и принципы финансирования. Теперь учебное
заведение будет финансироваться не по статусу, а исходя из объема оказываемых услуг. Под эти нормы подпадают
не только государственные, но и коммерческие образовательные организации.
- Дошкольное образование стало уровнем общего образования. Утвержден специальный федеральный государственный
образовательный стандарт (ФГОС) по дошкольному уровню.
- Законодательно закрепился принцип образования как сетевой услуги. То есть ребенок может обучаться одновременно
в нескольких организациях образовательных, культуры, искусства и спорта, а также на предприятиях, оказывающих образовательные услуги.
- Дистанционная и интерактивная система обучения также регламентируются законом. Эти направления выделены в
приоритетные в рамках повышения доступности образования для всего населения.
- Приоритет остается и за инклюзивным образованием. Этот вид обучения касается детей с особыми потребностями
и ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование будет проводиться как в совмещенном виде
(на базе одной школы будут обучаться обычные дети и дети с особыми потребностями), так и в специальных учебных учреждениях.
- Для одаренных детей также предусмотрено специальное правовое регулирование в сфере получения образования.
Дети, проявляющие особые таланты в области спорта, музыки, искусства, наук, получат возможность составить
индивидуальный график обучения, сочетающий подходящие формы и способы. Также на индивидуальный график обучения может претендовать каждый ученик.
- Уходит в прошлое деление на виды учебных заведений. Если раньше существовали школы с углубленным изучением
чего-либо, гимназии, лицеи и другие виды, то в той системе, например, лицей не мог давать программу гимназии.
Теперь этих разграничений и ограничений нет. Набор услуг в учреждении образования будет таким, который необходим
населению. А в названии могут сохраняться слова «гимназия», «лицей» и т.п.
- Система образования переходит на принципы прозрачности и доступности. Для учебных заведений определен порядок
размещения и обновления информации на сайтах. Теперь наши школы и вузы избавлены от необходимости предоставлять
пакеты документов различным надзорным учреждениям и иным организациям. Большую часть нужных данных можно будет получить, заглянув на сайт заведения.
- Закон уделяет внимание независимой оценке качества образования. Здесь немалая роль отводится родительским комитетам.
Например, прописана глава о конфликтных комиссиях, которые призваны разрешать спорные ситуации между школой, учениками и родителями.
- Регламент коснулся прав и обязанностей обучающегося. Закон предоставил право субъектам РФ устанавливать требования к одежде школьников.
Решение о конкретной школьной форме принимает само учебное заведение вместе с родительскими комитетами. Социально незащищенные категории
населения получат поддержку от государства в виде субсидий на покупку формы и спортивной одежды. Также перед Союзформой сейчас стоит задача
сформировать специальную торговую сеть по продаже школьной формы без наценок.
- Особый статус педагога теперь закреплен на законодательном уровне. В Законе прописаны права и свободы педагога, меры его поддержки со
стороны государства. Например, уровень заработной платы теперь в каждом субъекте будет не ниже рыночной по экономике субъекта. Однако
прописаны и требования к учителям: повышение качества труда, формирование профессионального кодекс чести педагога.
- Результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) теперь будут действовать в течение пяти лет. Предыдущая норма ограничивала срок действия
до 31 декабря года, следующего за годом выпуска. При необходимости ЕГЭ можно сдавать и пересдавать каждый год.
- Дошкольное образование становится первым уровнем образования, аспирантура — третьим уровнем высшего образования. Прием в аспирантуру
в текущем году осуществляется по прежним правилам. Процедуры по итоговой аттестации будут отражены министерскими документами.
Александр Дегтярев, председатель комиссии Госдумы по вопросам депутатской этики:
— Принятие закона было определено 20-летним поиском оптимальных решений в области образования.
К моменту подписания закона мы приняли около 1000 поправок. К закону вышел 161 подзаконный акт.
Сейчас выпускаются брошюры, ориентированные на разные группы читателей и отражающие определенные темы:
студенчество, преподаватели, родители, школы, вузы и т.д. Иметь в домашней библиотеке такие вспомогательные материлы будет нелишним каждой семье.
Валентина Иванова, председатель «Всероссийского педагогического собрания»:
— Зарплаты учителей впервые прописаны в виде нормы закона. Это важно, так как норма будет требовать
от губернатора приоритетного выделения средств и гарантированного удержания зарплаты на уровне средней
по экономике региона. Все вопросы и отклики по этой теме мы будем ждать на Горячей линии Педагогического собрания.
По звонку будем выезжать и работать с учреждением, чтобы посмотреть, как работает закон на месте.
Михаил Авдеенко, секретарь ЦС Общероссийского профсоюза образования:
— Закон «Об образовании» будет комфортным как для педагогов, так и для учащихся, студенчества и родителей. Роль общественных организаций также
впервые серьезно прописана в законе. Мы теперь будем с особой энергией мониторить выполнение закона на практике.
Изображения: минобрнауки.рф, er.ru
ГлавCправ. 2013