— К подготовке к ЕГЭ нужно подходить очень серьезно, желательно за два года до выпускного, то есть с десятого класса. Эти два года по программе соответствуют материалам ЕГЭ, поэтому обязательно нужно начинать постепенную подготовку.
Варианты КИМ по всем общеобразовательным предметам (кроме литературы и иностранного языка) включают в себя задания различных типов. На что обратить внимание при подготовке к каждому типу КИМ?
— В части А и В необходимо выучить понятия, персоналии, даты — если их не знаешь, то правильно не ответишь. В части С, помимо этого, нужно выработать навык правильного написания развернутого и логически выстроенного ответа. Чтобы текст не получился примитивным, сумбурным, непонятным, надо уметь правильно расписать ответ.
Какие «подводные камни», общие затруднения вы обнаружили в вопросах по ЕГЭ? С чем это связано?
— Часть A позволяет школьнику расставлять ответы наугад и при известной доле удачи можно попасть в точку и даже получить неплохие баллы. Однако я ни в коем случае не рекомендовал бы всецело полагаться на везение, тем более что задания частей В и С не позволят этого: здесь важно знать информацию и уметь ею пользоваться.
Какие нюансы сделают ответ полнее, то есть дадут дополнительный балл при прочих равных условиях по вашему предмету?
— Это, безусловно, умение школьника воспользоваться своими знаниями, проявить свою эрудицию.
Как Вы настраиваете своих учеников, чтобы атмосфера волнения не снизила количество правильных ответов?
— Я бы не сказал, что моим ученикам это необходимо — они особо и не волнуются. Наверное, потому что предметы мои выбирают сознательно, потому что любят их и понимают.
Какие учебники Вы считаете оптимальными для подготовки к этому предмету? Формат ЕГЭ «совместим» со всеми учебниками программы средней школы или нет? Есть какие-то общие рекомендации?
— Фактически, школьная программа почти полностью дает материал ЕГЭ, по крайней мере, могу утверждать это по своим предметам — история и обществознание. Те авторы, которые составляют учебную программу, учебники, разрабатывают и КИМы ЕГЭ. Они опираются при составлении заданий на свои же пособия. Но, в общем, было бы полезно также полистать дополнительные пособия, особенно не школьные, а для поступающих в вузы, что-то выучить оттуда.
Необходимы ли в подготовке к ЕГЭ специальные курсы или репетиторы?
— Могу сказать откровенно: я уже не первый год подряд интересуюсь, на какие курсы ходят мои дети, чему они там учатся, и знаю, что преподаватели вузов, очень знающие люди, в основном проводят только лекции, и объясняют материал. Однако никто не рассказывает, как выполнять задания ЕГЭ и особенно часть С, где просто необходимы примеры, анализ и т. д.
Также, очень многие мои ученики ходили на курсы, и проходили учебную программу не полностью. Например, в то время, когда они должны были уже проходить советский период России, то есть XX век, они еще «застряли» кто на Петре I, а кто и на Иване Грозном. Когда я спрашивал, когда же они будут изучать XX век, откуда фактически больше всего заданий ЕГЭ, они говорили, что этот материал отведен на самостоятельное изучение. Словом, я пока не вижу хорошего результата от этих курсов.
Ваше мнение, ЕГЭ — объективная оценка знаний, полученных учеником за 10 лет в школе?
— В целом, ЕГЭ является объективным инструментом для оценки качества знаний, но многое в нем нужно исправить. Например, сделать поменьше заданий в части A, и, напротив, увеличить часть В.
Как в целом нужно подходить к подготовке к ЕГЭ?
— ЕГЭ по истории — очень непростой экзамен. Многие считают, что можно все зазубрить — даты, имена, и успешно сдать экзамен, но это не так. Необходима очень тщательная подготовка, суть которой — не в запоминании, а в понимании.
Варианты КИМ по всем общеобразовательным предметам (кроме литературы и иностранного языка) включают в себя задания различных типов. На что обратить внимание при подготовке к каждому типу КИМ?
— Главная проблема нынешних школьников — это неумение работать с источниками информации при подготовке. Кроме того, ребята не научены обосновывать свой ответ, аргументировать его.
Нужно развивать свои мыслительные, логические способности: это необходимо для решения аналитических, зачастую спорных задач части С. В ней очень важны точные, конкретные формулировки. За правильный, но расплывчатый ответ баллы могут быть снижены.
Что касается частей А и В, то тут все проще: нужно прорешать как можно больше заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ, в специальных сборниках.
Какие «подводные камни», общие затруднения вы обнаружили в вопросах по ЕГЭ? С чем это связано?
— «Подводные камни» заключаются не в вопросах, а в организации экзамена. Время на нем ограничено, и школьники зачастую не могут правильно распределить свое время.
Также объем информации, которую нужно изучить при подготовке, слишком велик. Это все невозможно запомнить просто физически — бесчисленное множество дат, имен и т. д.
Какие нюансы сделают ответ полнее, то есть дадут дополнительный балл при прочих равных условиях по вашему предмету?
— Умение рассуждать и аргументировать свои слова, эрудированность. Это — самые крупные козыри в руках школьников. Я всегда говорю им больше читать, смотреть новости, общаться с интересными людьми — словом, подмечать, что происходит вокруг.
Как Вы настраиваете своих учеников, чтобы атмосфера волнения не снизила количество правильных ответов?
— Даю им знания. Они не волнуются, потому что обладают хорошим багажом, и, следовательно, уверены в своих силах.
Какие учебники Вы считаете оптимальными для подготовки к этому предмету? Формат ЕГЭ «совместим» со всеми учебниками программы средней школы или нет? Есть какие-то общие рекомендации?
— Важно при подготовке использовать не один, а несколько источников информации. Школьные учебники, в принципе, использовать можно, но там слишком много сведений, которые запоминать не нужно — они будут отвлекать. Лучше выбрать несколько качественных пособий по истории, справочников.
Необходимы ли в подготовке к ЕГЭ специальные курсы или репетиторы?
— Не надо надеяться, что 2-3 месяца вы хорошо сможете подготовиться к экзамену. Повторюсь, здесь нельзя ничего зазубрить — нужно многое прочитать, понять. Профессиональный репетитор поможет правильно скоординировать учебную деятельность, знает, на чем расставить акценты. Думаю, история как раз тот предмет, где он может помочь — главное, чтобы репетиор был знатоком своего дела. Такого лучше искать по рекомендации.
Ваше мнение, ЕГЭ — объективная оценка знаний, полученных учеником за 10 лет в школе?
— Сама идея тестирования мне несколько претит, но традиционные формы экзаменов себя тоже изжили. Время покажет. Пока не хотелось бы делать громких заявлений.