Ежегодно в Российской Федерации проходит итоговое собеседование по русскому языку в 9-х классах общеобразовательных организаций с использованием автоматизированной обработки бланков.
«Зачет» по итоговому собеседованию служит допуском к выпускным экзаменам девятиклассников. По-прежнему, они должны сдать два обязательных экзамена (по русскому языку и математике) и два по выбору.
Анализ проведенного ранее мероприятия показал, что лучше всего учащиеся справились с заданиями по чтению текста вслух, созданием монологического высказывания и с участием в диалоге. Это можно объяснить проведением собеседования в привычной обстановке своей школы и непродолжительностью беседы, а также вполне лояльными критериям оценки (из 19 баллов надо набрать не менее 10).
Итоговое сочинение (изложение) является допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА-11), а также может быть использовано при приеме в образовательные организации высшего образования.
Лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ, подтверждающий получение среднего общего образования, и граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее - выпускники прошлых лет), могут писать итоговое сочинение (изложение) по желанию.
Внимание
Итоговое сочинение (изложение) проводится на русском языке, проходит в образовательных организациях. Продолжительность проведения итогового сочинения составляет 3 часа 55 минут.
С особенностями формулировок тем итогового сочинения для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования, можно ознакомиться на сайте www.fipi.ru
Для написания сочинения (изложения) используются бланки единого формата, утвержденного Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор).
Участникам запрещается иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, а также выносить из учебных кабинетов темы сочинений (тексты изложений) на бумажном или электронном носителях, фотографировать бланки и темы итогового сочинения (тексты изложения).
Выпускники прошлых лет подают заявления на участие итоговом сочинении (изложении) в пункты регистрации. При подаче заявления предъявляют оригиналы документов, подтверждающих получение среднего общего образования (в случае оформления документа об образовании на иностранном языке, необходимо предъявить перевод на русский язык, заверенный нотариально) и документ, удостоверяющий личность.
Регистрация на участие в итоговом сочинении (изложении) производится не позднее, чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).
Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов итоговое сочинение (изложение) проводится в условиях, учитывающих состояние их здоровья. Продолжительность итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.
Участники с ОВЗ могут выбрать форму испытания: сочинение или изложение. Для этого при подаче заявления необходимо предъявить рекомендации ПМПК (Лиговский пр., д.46, тел. 314-13-12, 764-57-56), а участникам-инвалидам - справку, подтверждающую факт установления инвалидности, выдаваемую федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
При проведении итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете вместе с участником с ОВЗ могут присутствовать ассистенты, оказывающие им необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание и другое.
Участники с ОВЗ в процессе написания итогового сочинения (изложения) имеют право пользоваться необходимыми им техническими средствами.
Для лиц, по медицинским показаниям не имеющих возможности прийти в места проведения итогового сочинения (изложения), сочинение (изложение) может быть организовано на дому.
Итоговое сочинение (изложение) проводится в декабре текущего учебного года (основной срок).
Написать сочинение в дополнительные сроки смогут выпускники, получившие за сочинение «незачет», либо пропустившие его написание в основной срок по уважительной причине, подтвержденной документально, в феврале или в мае.
Начиная с 2022/23 учебного года меняется подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Такое решение было принято Минпросвещения России, Рособрнадзором и Советом по вопросам проведения итогового сочинения.
Открытые тематические направления итогового сочинения на каждый год публиковаться больше не будут. Вместо этого формируется закрытый банк тем итогового сочинения на основе тех тем, которые использовались в прошлые годы.
Перед началом учебного года публикуются названия разделов и подразделов банка тем итогового сочинения с комментариями к ним, а также образец комплекта тем итогового сочинения.
В закрытом банке тем итогового сочинения содержится почти две тысячи тем. Они распределены по трём разделам, каждый из которых делится на подразделы.
Каждый комплект тем итогового сочинения содержит по две темы из каждого раздела банка. Учащемуся предстоит выбрать только одну из предложенных тем.
Тематические направления подготовлены специалистами Федерального института педагогических измерений и одобрены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.
В 2023/24 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые использовались в прошлые годы. В настоящее время банк тем итогового сочинения включает более полутора тысяч позиций, в дальнейшем он будет пополняться.
Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
При составлении тем сочинений осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы.
Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
Для этого можно использовать художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу, дневники, очерки, литературную критику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров). Для аргументов не подходят фанфики, манга, графические романы, фильмы, личный опыт.
Проверка итоговых сочинений (изложений) и их оценивание комиссией образовательной организации, региональной экспертной комиссией должны завершиться не позднее, чем через неделю с даты проведения итогового сочинения (изложения). Каждое сочинение (изложение) обучающихся, выпускников прошлых лет проверяется одним экспертом один раз.
В целях обеспечения права на объективное оценивание итогового сочинения (изложения) обучающимся предоставляется право подать в письменной форме заявление на повторную проверку сданного ими итогового сочинения (изложения) комиссией из другой образовательной организации.
Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность («незачёт» поставят, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более 5 ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных).
С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться по месту регистрации.
Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачёт».
При использовании итогового сочинения (изложения) для приема в образовательные организации высшего образования будет проведена проверка сочинения (изложения) специалистами высшего учебного заведения.